Особое место в творчестве Ф.Достоевского занимает произведение «Преступление и наказание» В центре романа образ Родиона Раскольникова, бывшего студента, разночинца, и, по сути, преступника -убийцы. Доведенный отчаянием, ведущий постоянную борьбу за свое существование против нищеты, страдающий за всех униженных и оскорбленных, главный герой совершает преступление, но преступление по теории, в основе которой –«кровь по совести», право действовать по принципу «право имею». Бедность и страшная нищета преследуют героя буквально с первых страниц. Комната его похожа на гроб, одежда похожа на лохмотья. Между тем образ главного героя не воспринимается читателем, как образ отрицательного персонажа. Автор любовно вырисовывает в нем черты человеколюбия и жертвенности, благородства и широты души, готовности прийти на каждому. Герой воспринимает чужую боль гораздо острее, чем свою. . Так, рискуя жизнью, он из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Родион не может равнодушно проходить мимо людских несчастий. В нем от природы ничего дурного и низкого. И только волею обстоятельств, доведенный до крайности, он становится совершить бессмысленное и жестокое двойное убийство. Фигура его глубоко трагична, теория «несостоятельна», и сам герой приходит к этому пониманию. Теория не выдерживает проверки жизнью, что тяготит и мучает героя, приводит к глубокому разочарованию героя, пониманию собственной ничтожности и слабости, дальнейшему отторжению героя от людей. Проблема возвышения одного человека над другим, принципа вседозволености, наполеонизма рухнула в один миг. Теория сближает героя с настоящими негодяями-Лужиным и Свидригайловым. Автор , глубоко сочувствуя герою, все же не оправдывает его. Луначарский писал,что Достоевский словно сам шел на преступление вместе с героем. Конечно, не и не может быть оправданию тому страшному преступлению, что совершил герой. Весь трагизм ситуации в том, что теория, которая была призвана вывести героя из тупика, заводит его в новый тупик, из которого нет выхода. Муки совести сильнее каторги .И читатель не может не сочувствовать герою, герою, попытавшемуся хоть что-то изменить, герою, ищущему выход из мира зла и страданий.
О внешности Печорина сказано в главе "Максим Максимыч".
"Он был такой тоненький, бледненький, мундир был на нем такой новенький. " Он “хорошо сложён, смугл и черноволос”.
В «Максим Максимыче» мы узнаем, что Печорин был среднего роста, стройный;
«… широкие плечи доказывали крепкое сложение переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… » . В «максиме Максимыче» Печорин – штатский, в отставке. Одет в бархатный сюртук, ослепительно чистое белье. Его походка была «небрежна и ленива» . Он не размахивал руками, что автор считает признаком скрытности характера. У Печорина светлые волосы, усы и брови – черные, немного вздернутый нос, зубы белые, глаза карие. Глаза «… не смеялись, когда он смеялся» .
О выносливости Печорина Максим Максимыч поясняет, что он в дождик мог провести целый день на охоте.
Печорин и сам дал (единственный раз во всём журнале! ) подробнейшее описание собственного костюма, служащего для прогулок по степи. “…Что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего; оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска тёмно-бурая”.
Описание внешности Грушницкого даётся в романе компактно в том месте, где Печорин-повествователь впервые упоминает о нём. Там как раз и сказано, что он “хорошо сложён, смугл и черноволос”. “Блондин” Печорин вовсе не сравнивает его с собой, он обращает внимание совсем на другие детали: солдатскую шинель, которую юнкер Грушницкий носит “по особенному роду франтовства”, манеру закидывать голову назад, крутить усы, не слушать собеседника, изображать “существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям”, “драпируется в… чувства”, “трагическая мантия”. Другими словами, гораздо более важны те портретные детали, которые связаны с характером Грушницкого, и в первую очередь, конечно, шинель.
Шинель играет принципиальную роль в знакомстве Грушницкого с княжной Мери:
она принимает его за разжалованного (возможно за дуэль) офицера. Далее об этой шинели Печорин снова упоминает, описывая свою встречу во время конной прогулки с блестящей кавалькадой: Грушницкий “сверх толстой солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении”.
Грушницкий с нетерпением ждёт повышения в чине и возможности носить офицерский мундир.
О внешности Печорина сказано в главе "Максим Максимыч".
"Он был такой тоненький, бледненький, мундир был на нем такой новенький. " Он “хорошо сложён, смугл и черноволос”.
В «Максим Максимыче» мы узнаем, что Печорин был среднего роста, стройный;
«… широкие плечи доказывали крепкое сложение переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов… » . В «максиме Максимыче» Печорин – штатский, в отставке. Одет в бархатный сюртук, ослепительно чистое белье. Его походка была «небрежна и ленива» . Он не размахивал руками, что автор считает признаком скрытности характера. У Печорина светлые волосы, усы и брови – черные, немного вздернутый нос, зубы белые, глаза карие. Глаза «… не смеялись, когда он смеялся» .
О выносливости Печорина Максим Максимыч поясняет, что он в дождик мог провести целый день на охоте.
Печорин и сам дал (единственный раз во всём журнале! ) подробнейшее описание собственного костюма, служащего для прогулок по степи. “…Что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего; оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет белый, черкеска тёмно-бурая”.
Описание внешности Грушницкого даётся в романе компактно в том месте, где Печорин-повествователь впервые упоминает о нём. Там как раз и сказано, что он “хорошо сложён, смугл и черноволос”. “Блондин” Печорин вовсе не сравнивает его с собой, он обращает внимание совсем на другие детали: солдатскую шинель, которую юнкер Грушницкий носит “по особенному роду франтовства”, манеру закидывать голову назад, крутить усы, не слушать собеседника, изображать “существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям”, “драпируется в… чувства”, “трагическая мантия”. Другими словами, гораздо более важны те портретные детали, которые связаны с характером Грушницкого, и в первую очередь, конечно, шинель.
Шинель играет принципиальную роль в знакомстве Грушницкого с княжной Мери:
она принимает его за разжалованного (возможно за дуэль) офицера. Далее об этой шинели Печорин снова упоминает, описывая свою встречу во время конной прогулки с блестящей кавалькадой: Грушницкий “сверх толстой солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении”.
Грушницкий с нетерпением ждёт повышения в чине и возможности носить офицерский мундир.