Знакомит с автором романа и с его героем. Начало первой главы "Онегина" мы все знаем наизусть с детства: "Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..." Речь идет о Евгении: это его дядя заболел, его мыслями (даже заключенными в кавычки) Пушкин начинает роман. И вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит" (Князь Вяземский) - тоже про Онегина, это он "жить торопится". Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим, что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень много - об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине: "добрый мой приятель". Но много у них и разного. В то время, когда он начал писать "Онегина", полагалось начинать большое поэтическое произведение торжественным "вступлением, обращаясь к богам Так, как начал Гомер свою "Илиаду": Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына... Или так, как начал Пушкин свою оду "Вольность": Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица! Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?.. Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем иначе. Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова "Осел и мужик": Осел был самых честных правил... и переделывает эту строчку по-своему. Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы, что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов за свободу мысли, свободу творчества. Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков, ни даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся на него за подобное начало. Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы ...Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!
Начало первой главы "Онегина" мы все знаем наизусть с детства:
"Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..."
Речь идет о Евгении: это его дядя заболел, его мыслями
(даже заключенными в кавычки) Пушкин начинает роман.
И вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине:
его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях.
Эпиграф к этой главе: "И жить торопится и чувствовать спешит"
(Князь Вяземский) -
тоже про Онегина, это он "жить торопится".
Но, если прочесть главу повнимательней, мы увидим,
что в ней не один, а два героя: Онегин и Пушкин.
Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем
о каждом из них очень много - об авторе почти столько же,
сколько о герое.
Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине:
"добрый мой приятель". Но много у них и разного.
В то время, когда он начал писать "Онегина", полагалось начинать
большое поэтическое произведение торжественным
"вступлением, обращаясь к богам Так, как начал
Гомер свою "Илиаду":
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса Пелеева сына...
Или так, как начал Пушкин свою оду "Вольность":
Беги, сокройся от очей, Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей, Свободы гордая певица?..
Так полагалось. А Пушкин начинает свой роман в стихах совсем
иначе.
Он берет строчку из знакомой каждому его современнику басни
Крылова "Осел и мужик":
Осел был самых честных правил... и переделывает эту строчку
по-своему.
Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросается
в бой против того, что устарело, что мешает развитию литературы,
что ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и
законов за свободу мысли, свободу творчества.
Никого он не боится: ни критиков, ни ученых знатоков,
ни даже друзей-писателей, которые, конечно, рассердятся
на него за подобное начало.
Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя,
едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
...Ему подушки поправлять.
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!