Задачи для 1-й группы. Дать краткие сведения о Гоголе како писателе- сатирике (статья учебника + дополнительно сведения из биографии
писателя: когда и где родился, какое получил образование, жизнь в
Петербурге, знакомство с Пушкиным).
Выяснить историю создания и постановки комедии (статья в учебнике
«О замысле, написании и постановке «Ревизора»).
2. Раскрыть идейный замысел комедии (объяснить смысл эпиграфа
к
комедии).
2500 лет назад 200 лет назад
лиса и виноград лисица и виноград
проза стих
события и герои похожи
мораль одинаковая
Для того чтобы уяснить себе, в чем различие и сходство басен Эзопа, Лафонтена и Крылова, остановимся на басне «Ворона и Лисица» . У Эзопа это живая бытовая сценка, написанная прозой, украшенная выводом: «Не верь врагам - проку не выйдет» . Лафонтен сохранил «сюжет» басни, но написал ее стихом, легко и изящно, отбросив воинственную мораль Эзопа, заставив Ворону о своей опрометчивости. Крылов предпослал басне «Ворона и Лисица» рассуждение, «что лесть гнусна, вредна» , и затем со свойственным ему реализмом и динамикой пересказал сюжет предшественников. Наиболее близки к тексту Лафонтена басни Крылова «Стрекоза и Муравей» , «Волк и Журавль» , «Лисица и Виноград» , «Лягушка и Вол» , «Лягушки, просящие царя» . Пушкин равно высоко ценил и Лафонтена и Крылова, утверждая, что «оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев» .