Здравствуй, Ваня! Я с удовольствием познакомился с тобой. Меня восхитила твоя настойчивость, с которой ты добивался воевать. Ты, видимо, очень смелый и настоящий патриот. Ты старался был полезным бойцом и много брал на себя. Тебе хотелось больше самостоятельности, ведь бойцы беспокоились за тебя и старались не давать тебе опасных заданий. Ты, Ваня, находчивый. Мне понравилось, как ты старался собирать сведения о передвижении противника. Ты стоек. Все, что ты делаешь на пользу своей Родины заслуживает восхищения.
Оба рассказа автобиографичны. Повествование в обоих рассказах ведётся от первого лица (следовательно, смотрим на события глазами главных героев) , главные герои рассказов - мальчики приблизительно одинакового возраста; в чём-то схожа их судьба: одного воспитывает бабушка (и дед) , он сирота, не хватает материнской любви, хоть бабушка и любит его; другого отправляют учиться в город, он там совсем один, ему тоже не хватает материнского тепла. Время действия в рассказах тоже приблизительно одинаковое. Место действия - далёкие от столицы деревня на Енисее и небольшой город на Иртыше. Но главное - тема рассказов: УРОКИ ДОБРОТЫ, которые получают мальчики один - от бабушки (она прощает его за обман) , другой - от учительницы.