Задание 1. Напишите сочинение на одну из предложенных тем (номер темы укажите).
1) Как показан народ в стихотворении Н.А. Некрасова
«Железная дорога»?
2) О чем мечтает автор-повествователь в стихотворении
Н.А. Некрасова «Железная дорога»?
3) Какова судьба мастера в России? (по сказу Н.С. Лескова
«Левша»)
4) Образ Левши в одноименном сказе Н.С. Лескова
5) Какие лучшие качества русского народа изображены в
стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе
Н.С. Лескова «Левша»?
Объяснение:
Эпиграфом к "Ревизору" является русская народная пословца "На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Следует сказать, что эпиграф у произведения появился спустя несколько лет после выхода пьесы. С одной стороны, пословица стала ответом всем злым языкам и критикам, которые спустили на комедию всех собак. Гоголь тем самым показал критикам, что все их недовольства - это результат того, что в героях каждый увидел себя.
С другой стороны, эпиграф хорошо объясняет и смысл самой пьесы. Ведь, сам того не понимая, Хлестаков становится заркалом для других героев комедии. Именно с его появлением обнажаются все пороки, которые завладели чиновниками всех уровней. В финале пьесы чиновники ссорятся между собой, но дружно обвиняют во всех бедах Хлестакова. Хотя, если бы они могли взглянуть на все объективно, увидели бы, что виноваты только они сами.
В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в. , изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе» . Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди» , «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем. Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на во современности.
Эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с антитезы. Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев. Например: «бал прекрасный» - «что неестественно» , «музыканты знаменитые» - «неприятная, визгливая мелодия» , «разрумянившееся с ямочками лицо» - «сморщенное от страдания лицо» , «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» - «что то большое, черное, … это черные люди» , «солдаты в черных мундирах» . Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» - и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища» .
Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» , и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, если бы он где то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции.
Эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.
Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов.
Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными во всем ходом повествования, композицией произведения.