Задание 1
Найдите в тексте и выпишите по одному примеру языковых средств: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора. Объясните, с какой целью автор использовал данные изобразительно-выразительные средства.
№ Изобразительно-выразительные средства Примеры Роль в тексте
1 Эпитет
2 Сравнение
3 Олицетворение
4 Метафора
Задание 2
Заполните таблицу.
Выпишите из текста, как автор или герои называют друг друга. Определите отношение автора к главным героям произведения, проанализировав действия и поступки Фильки или раненого коня.
Герой произведения Имена и прозвища Действия и поступки героев Отношение автора
(…) Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!"…
Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.
В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
- На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.
Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" – и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам…
вот
Объяснение:
Мы жили на острове в южной части Каспийского моря. Остров наш, длинный и узкий, едва возвышается над водой своими отлогими берегами. С самолёта он похож на кривую старинную саблю, направленную остриём прямо на юг, на синеющие вдали береговые горы.
Остров отгораживает от моря залив — неглубокий и почти всегда тихий, гладкий, как полированное стекло. В этот залив из моря часто заходят большие косяки разной рыбы — воблы, сельдей, сазанов, кутумов, кефали. Рыбу здесь ловят сетями и громадными морскими неводами, которые за один раз вытаскивают из воды такой богатый улов, что им до краёв заполняют несколько больших лодок.
На нашем острове стоит рыбачий посёлок и небольшой завод, на котором обрабатывают, солят, коптят и замораживают пойманную в заливе и в открытом море замечательную каспийскую рыбу.
На заливе, против острова, всегда шумно и весело. То и дело снуют, бороздя зеленоватую воду, моторные катера, гремят якорные цепи, поют и перекликаются рыбаки. Даже по ночам доносится с залива стук моторов и видны движущиеся разноцветные огоньки судовых фонарей.
Но, если уехать в дальнюю часть залива, километров за десять-двенадцать от пристани нашего рыбозавода, то увидишь совсем иной мир. Там море очень мелко — всего по пояс, а то и по колени взрослому человеку. Поэтому туда не могут заходить ни моторные катера, ни рыбачьи парусники. Только маленькая плоскодонная охотничья лодочка — «кулас» — может пробраться на мелководье.
Широко, на многие километры раскинулось мелководье, и хозяйничают там… птицы. Всевозможные птицы, от крошечного куличка-плавунчика до огромных пеликанов, которые издали кажутся медленно плывущими белыми кораблями. Летом здесь кружатся над водой вереницы чаек разных видов и размеров. Иногда пролетают стаи крупных чёрных птиц, с вытянутыми вперёд крючковатыми клювами, — это бакланы, заядлые рыболовы. Маленькие песчаные островки-отмели издали кажутся покрытыми снегом — так густо сидят на них чайки. Подъедешь к такому островку и видишь, как в воздух поднимается белое шумное облако птиц и всё вокруг оглашается разноголосыми криками и писками. Громче всего слышится заливистый хохот чайки хохотуньи. Эта птица недаром так называется, — она действительно хохочет тонким и звучным голосом.
Если высадишься из куласа на птичью отмель весной, то найдёшь на ней множество гнёзд — всё тех же чаек и их сестёр — крачек. Гнёзда у них очень всего лишь неглубокая лунка в песке, а в ней два-три яйца зеленоватого или голубоватого цвета, с тёмными крапинками. Ходить тут следует очень осторожно — того и гляди наступишь на гнездо, — так густо они расположены.
Летом в здешних местах живут тысячи птиц, а зимой их тут собираются миллионы. Осенью, на смену чайкам, прилетают с севера бесчисленные стаи диких уток, куликов, гусей, лебедей. Прилетает и краса Южного Каспия — фламинго, птица с ногами цапли, шеей лебедя, с клювом, похожим на согнутую поперёк игрушечную лодочку, и с прекрасным белорозовым оперением. О прилёте фламинго можно сразу узнать. Стоит только утром осмотреть в бинокль залив, как тут же и заметишь высоконогих птиц, цвета утренней зари. Они либо бродят по мелководью, рассыпавшись, как овцы на пастбище, либо стоят на берегу, выстроившись длинной шеренгой у самого обреза воды. Фламинго дремлет, стоя на одной ноге, другая же в это время у него поджата под брюхо и отдыхает от всякой нагрузки. Проходит с полчаса — и птица меняет ноги, чтобы они отдыхали обе по очереди.
Птицы прилетают к нашему заливу зимовать. Здесь редко выпадает снег и не бывает сильных морозов. Залив почти никогда не замерзает; и всю зиму птицы плавают по чистой воде, на мелких местах достают со дна свой корм — разные водоросли, моллюсков, мелкую рыбёшку. Берега залива всю зиму зеленеют свежей сочной травой; на ней пасутся стада диких гусей и казарок. Утки летают на залитые водой рисовые поля, где собирают оставшиеся на дне зерна и всё,
вот ту по й х у й
Объяснение:
Настоящее методическое пособие содержит календарно-тематиче кое планирование и разработки 53 урос ков литературы базового уровня для 11-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения на II полугодие, схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на перфорированных страницах с полями для записей, что делает пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов.
УДК 372.016:821.161.1 ББК 74.268.3 Учебное издание Фефилова Галина Евгеньевна ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС
II ПОЛУГОДИЕ
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ответственный редактор А. Фоминичев Технический редактор Г. Логвинова Подписано в печать 21.06.2013.
Формат 6090 1/8. Бумага офсетная.
Тираж 3000 экз. Заказ № ООО «Феникс»
344082, г. Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 80 Тел./факс: (863) 261-89-50, 261-89-59 u Сайт издательства: Фефилова Г. Е., 2012 © ООО «Издательская Группа “Основа”», оформление, 2013 © ООО Феникс, 2013
– – –
III ЧЕТВЕРТЬ
Русская литература 30-х гг. XX в.
Андрей Платонович Платонов Урок № 53. Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество.
Повесть «Сокровенный человек» (обзор) 13 Урок № 54. Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован» 17 Анна Андреевна Ахматова Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творче тво поэтессы 21 с Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин... 25 Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием» 29 Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»... 33 Осип Эмильевич Мандельштам Урок № 59. О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта 37 Урок № 60. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи 41 Марина Ивановна Цветаева Урок № 61. М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой 45 Урок № 62. М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта 49 Урок № 63. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой 53 Михаил Александрович Шолохов Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» 57 Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох... 61 Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны