Задание 1. Осуществите знакомство с примерным списком и текстами сказок Д.Н. Мамина-Сибиряка, рекомендованных для чтения детям примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Выберите любе произведение и выполните литературно-художественный анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка по плану: 1. Тема (родины, нравственности, быта, труда, детства…; может быть раскрыто несколько тем).
2. Идея (сказка утверждает, прославляет, воспевает, порицает, осуждает, высмеивает…).
3. Образы (характеризуются внешние черты, нравственные черты, поведение, чувства, взаимоотношения, речь…).
4. Воспитательное значение (сказка воспитанию таких нравственных качеств, как …; сказка заставляет задуматься о …; сказка обогащает нравственные и эстетические понятия и чувства, а именно …; сказка вызывает неприязнь к таким отрицательным качествам, как …).
5. Образовательное значение (сказка обогащает знания о труде, природе, животных… (конкретно о чем)).
6. Художественные особенности: вид сказки, композиционное построение (зачин, развитие сюжета, концовка), языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, диалог …).
Объяснение:
ОТВЕТЫ:
Вариант 1.
1
4
3
2
2
3
2
1
4
1
1
4
1
2
1
1
4
1
3
4
1.Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?
1. в Оренбургской губернии
2. вОрловской губернии
3. в Московской губернии
4. в Ярославской губернии
2.Кто учил маленького Петра Гринева «уму-разуму»?
1. отец Андрей Петрович
2. мать Авдотья Васильевна
3. француз мосье Бопре
4. слуга семьи Савельич
3.Как зовут учителя-француза, обучавшего Петра Гринева?
1. Дефорж
2. Гофре
3. Бопре
4. Дюпре
4.В какой полк был записан Петр Гринев еще до своего рождения?
1. Преображенский
2. Семеновский
3. Измайловский
4. Павловский
5.Сколько денег Петр Гринев проиграл ротмистру Зурину?
1. 10 рублей
2. 100 рублей
3. 500 рублей
4. 1000 рублей
6. О ком из героев идет речь в цитате: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали»?
1. о Савельче
2. о Петре Гриневе
3. об Емельяне Пугачеве
4. об Алексее Швабрине
7. Что Петр Гринев дарит Пугачеву на постоялом дворе?
1. кроличью шубу
2. заячий тулуп
3. медвежью шапку
4. собачий полушубок
8. У кого поселился Петр Гринев, когда приехал в крепость?
1. у казака Семена Кузова
2. у семьи Мироновых
3. у Алексея Швабрина
4. Петр арендовал комнату в постоялом дворе
9. Сколько крепостных душ принадлежит отцу Гринева?
1. 10
2. 100
3. 200
4. 300
10. Какой офицерский чин носит Петр Гринев?
1. прапорщик
2. поручик
3. подпоручик
4. штабс-капитан
11. Чем увлекается Петр Гринев во время службы в крепости?
1. литературой
2. музыкой
3. химией
4. математикой
12. За что был судим и сослан в Белогорскую крепость Швабрин?
1. за воровство
2. за пьянство
3. за критику монарха
4. за душегубство
13.Из-за чего Гринев и Швабрин встретились на дуэли?
1. Швабрин оскорбил Машу, сказав, что она падкая на материальные подношения
2. Алексей оскорбил Петра, сказав, что он бездарный поэт
3. Швабрин и Гринев повздорили, обсуждая политические вопросы
4. Алексей подставил Петра на службе
14. За какого императора выдает себя разбойник Емельян Пугачев?
1. Петр I
2. Петр III
3. Павел I
4. Александр I
15. Как зовут "капитаншу", жену капитана Миронова?
1. Василиса Егоровна
2. Марья Ивановна
3. Анна Власьевна
4. Акулина Памфиловна
16. Почему Пугачев отпустил Гринева, не казнив его вместе с капитаном и поручиком?
1. Пугачев так отблагодарил Гринева за то, что Петр когда-то подарил Емельяну заячий тулуп
2. Пугачев хотел, чтобы Гринев рассказал офицерам о том, на что народные силы
3. Пугачев узнал в Гриневе дальнего родственника
4. Пугачев узнал в Гриневе бывшего барина, который был к нему всегда добр
17.Кого бунтовщики назначили новым комендантом крепости?
1. Пугачева
2. Савельича
3. Гринева
4. Швабрина
18. За что Гриневу грозило повешение, а в итоге - пожизненная ссылка в Сибирь?
1. за связь с бунтовщиком
2. за предательство капитана крепости
3. за убийство человека
4. за то, что Петр похитил Машу
19.Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»
1. Марии Мироновой
2. Василисы Егоровны
3. Екатерины второй
4. Авдотьи Васильевны
20.Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем изволил в мой вертеп?» - спросил он ласково». (А.Сумароков)
1. «Суд»
2. «Незваный гость»
3. «Арест»
4. «Мятежная слобода»
История создания – произведение написано в 1827 году, всего два года спустя после восстания декабристов. Поскольку так явно высказывать свои взгляды Пушкину было опасно, впервые его опубликовали без подписи в “Литературной газете”.
Тема стихотворения – борьба декабристов с самодержавием, за которую они заплатили высокую цену, каждый свою.
Композиция – в стихотворении четко прослеживается три структурные части. Первая описывает напряженную работу на корабле, вторая посвящена стихии, которая разбила челн, а третья рассказывает о событиях, которые произошли после этого.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза”.
Метафоры – “иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”.