Задание 1
По характерным признакам определите идейно-эсте¬тическое направление художественного метода в русской литературе XVIII—XIX веков:
1. Неудовлетворенность настоящим, гражданско-патриотическая патетика, проповедование идей независи¬мости и свободы личности, национальной самобытности, неприятие самодержавия, критическое отношение к бе¬зумному расточительству дворянства, изображение борь¬бы «двух миров».
2. Гражданско пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-эстетической схоластики, критическое отношение к мо¬нархической деспотии и злоупотреблениям крепостниче¬ства, в основу положен принцип «подражание природе», конфликт между чувством и долгом.
3. Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогатель¬ность, чувствительность, «религия сердца», искания иде¬ального образа «жизни вне цивилизаций» (Руссо). Стрем¬ление к естественности в поведении человека, таинствен¬ному и ужасному, идеализация средневековья.
4. Стремление к правдивому изображению действи¬тельности в присущих ей противоречиях, в ее повседнев¬ности, к уяснению ее закономерностей. Идеи обществен¬ного прогресса, равенства, труда на благо общества, пре¬одоление невежества с разума.
5.Культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Трагичность и исповедальность повествования, лиричность, герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой, вечно недовольный окружающей его обстановкой, мечтательно устремленный в будущее, в «мир небесных идеалов».
(В. Г. Белинский).
А) классицизм
Б) романтизм
В реализм
Г) сентиментализм
Д) критический реализм
Задание 2
К какому идейно-эстетическому направлению в лите¬ратуре XVIII—XIX веков принадлежат произведения русских писателей:
1. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова.
2. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
3. «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
4. «Разговор с Анакреоном»
М. В. Ломоносова.
5. «Недоросль» Д.И. Фонвизина.
А) классицизм
Б) сентиментализм
В реализм
Г) критический реализм
Д) романтизм
Задание 3
В 1801 году либерально настроенные сентименталис¬ты объединились в литературное общество. Назовите его:
1. «Зеленая лампа».
2. «Арзамас».
3. «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств».
4. « Бродячая собака ».
Задание 4
Продуктивный художественный метод, положивший в основу литературных произведений выявление социальных законов, взаимосвязи характеров и обстоятельств:
а) реализм;
б) романтизм;
в) классицизм;
г) сентиментализм.
Задание 5
Строгая иерархия жанров, сатирическая направленность «низ¬ких» жанров, преобладание национально-исторической тема¬тики, культ разума характерен:
а) для классицизма;
б) романтизма;
в) реализма.
Задание 6
Интерес к философским аспектам бытия, проблематика «силь¬ной личности», экзотические сюжет и место действия — ха¬рактерные черты:
а) реализма;
б) романтизма;
в) сентиментализма.
Задание 7
Для пьес классицистов характерно:
а) конфликт между личностью и обществом;
б) социальная и психологическая типизация;
в) деление героев на положительных и отрицательных.
Задание 8
К характерным чертам реализма относится:
а) тема фатума в судьбе героя;
б) пафос вольнолюбия и борьбы;
в) типичные характеры в типичных обстоятельствах.
Задание 9
Интерес к национальной психологии, национальной самобыт¬ности, внимание к фольклору, его переработка характерны для представителей:
а) романтизма;
б) классицизма;
в) реализма.
Задание 10
Предшественником романтизма был:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) реализм.
Задание 11
Определите литературное направление по тексту, смыслу фра¬зы, по названию произведения и его автору:
1)М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин;
2)«Светлана», В.А. Жуковский
3)«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин;
A. Классицизм.
Б. Романтизм.
B. Сентиментализм.
Русская природа — неиссякаемый источник вдохновения поэтов. Я думаю, каждый из них без исключения хотя бы строчку, хотя бы слово — но посвящал нашей Родине. И её образ в лирике отечественных поэтов представляет собой нечто цельное, живое — как будто мы читаем стихотворения для чьей-то любимой женщины. Так уж сложилось исторически — нашу страну называют многострадальной: пусть уставшей от набегов и напастей, но гордой и прекрасной. И природа олицетворяет её русский характер.
Например, А. Блок в своих стихотворениях сравнивал природу России с таинственной красавицей, представляя её читателю как живого человека, а леса, реки и болота – как элементы её одежды…Поэт боготворит нашу страну и ее особенности, собирая в одном четверостишье целый букет образов – от журавлей и полей до мутного взора колдуна. А в стихотворении другого поэта, С. А. Есенина, «Гой ты, Русь моя родная…» можно разглядеть любовь и свободолюбие, которыми автор наделил Русь, её природу и всё, что связано с русской душой.
Строки о городе Павловске были написаны А. Ахматовой в 1915 году. Тенистый и томный луг, чугунные ворота, блаженная дрожь, — каждый образ стихотворения – важная деталь одной большой картины представления поэтессы о русской природе. Другой поэт серебряного века, Владимир Маяковский, который запомнился нам игрой ноктюрна на водосточных трубах, в своём стихотворении «Небесный чердак» восхищается окружающим миром, говоря об искрящейся радуге и прелести русской природы. Не изменяя своему стилю, автор отчеканил каждое слово, наполненное яркой образностью и рисующее читателю пейзажи России.
Неважно, в какое время жил поэт, кем он был, какого был пола, возраста, независимо от стиля, в котором писал — если это поэт с русской душой — то не выразить своей любви к природе России он не мог. И мы можем не только выехать за город и посмотреть вокруг, разделяя чувства авторов, но и видеть эти образы, сидя на запыленной остановке и читая сборник чьих-то стихотворений
Объяснение:
Классицизм – одно из главных направлений в искусстве XVII–XVII веков.
История классицизма началась во Франции в конце XVI века, а закончилась в XIX веке.
Тогда ему на смену пришли сентиментализм и романтизм.
Само слово «классицизм» происходит от латинского classicus – образцовый. Интересно, что придумал этот термин итальянский критик Висконти только в 1818 году. Поначалу классицизмом поэты-романтики насмешливо называли устаревшую эстэтику в своих спорах об искусстве.
XVII век во Франции – это время расцвета театрального искусства, появления новых философских течений, развития точных наук и укрепления абсолютной монархии.
Как же всё это повлияло на искусство?
В эпоху абсолютной монархии человек считается слугой государства, для него самое важное – долг перед обществом. Поэтому главным конфликтом классицизма становится борьба долга и чувства, разума и страстей. При этом долг всегда побеждает.
Бурное развитие точных наук в семнадцатом веке повлияло и на философию. Например, математик и философ Рене Декарт говорил:
«Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм».
Принципы математики переносились и в творчество. Искусство должно стать стройной системой, которая работает по строгим законам и подчиняется логике.
Образцом для классицизма стала античность.
Французские классики изучали устройство античного театра и философию Аристотеля, чтобы построить каноны нового искусства. Они взяли идею Аристотеля о том, что творчество – это подражание природе. Но подражать следовало не дикой природе, а идеальной. В классицизме мир показывается таким, каким он должен быть.
Основоположниками классицизма в литературе считают французских драматургов Мольера, Корнеля и Расина.
В 1674 году поэт Никола Буало написал поэму-трактат «Поэтическое искусство». В ней Буало изложил основные принципы классицизма.
Кроме того, он хвалил и критиковал поэтов-современников и давал советы, как следует писать:
«Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна».
В классицизме принято делить жанры на «низкие» и «высокие».
Произведения «высоких» жанров рассказывали о крупных исторических событиях. Часто сюжет брали из греческой мифологии или Библии. Героями были монархи, знаменитые полководцы, мифические личности.
Тема «высоких жанров» – гражданский долг и служение государству. В таких произведениях запрещалось использовать разговорную речь, писать их следовало только высоким стилем.
К «высоким» жанрам относятся трагедия, эпопея, ода.
«Низкие жанры» описывали жизнь низшего дворянства, мещан, слуг и крестьян. И если «высокие жанры» прославляли монархию и идею гражданского служения, то в «низких» высмеивались человеческие недостатки.
К «низким» жанрам относятся комедия, сатира, басня.
Разделение на «низкие» и «высокие» жанры было очень строгим, смешанных жанров в классицизме существовать не могло. Но при этом для знаменитого французского драматурга Жана Батиста Мольера сделали исключение: его лучшие комедии приписали к «высоким» жанрам.
Развитие театрального искусства в эпоху классицизма повлияло на литературу.
Драматурги писали пьесы для театра, поэтому строго соблюдался ещё один закон античного театра – закон трёх единств.
Единство времени ограничивало длительность пьесы – действие должно продолжаться не более суток.
Единство места запрещало драматургу переносить действие в разные точки, всё должно было происходить в одном месте.
Единство действия подразумевало одну сюжетную линию. При этом все герои связаны с основной сюжетной линией. Действующих лиц должно быть не больше десятка, чтобы не запутать зрителя и не отвлекать его от главной идеи пьесы.
К этим трём единствам можно добавить и четвёртое – единство характера персонажа. Это единство тоже пришло из античного театра. Вот что советует Буало:
«Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас в театре ждут;
В нём властвует закон, взыскательный и жёсткий.
Все герои в произведениях эпохи классицизма жёстко разделены на положительных и отрицательных. Их характер не меняется, а убеждения остаются прежними.
Как и в античности, драматурги использовали героев-масок: у каждого персонажа была основная черта, которой он подчинялся.
Например, А. С. Пушкин писал: «У Мольера скупой скуп и только; у Шекспира Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен».
Персонаж классицизма – не личность, а маска.