Задание 1. Прочитайте стихотворение. Сделайте лингвостилистический анализ по данной схеме. Слепой
Анатолий Белоногов
Идя в утробе перехода,
Я, вдруг, заметил на полу,
У ног идущего народа,
Слепца, сидящего в углу.
На хлеб подать, кто, сколько может,
В записке он просил людей,
Но не спешили пешеходы
Расстаться с мелочью своей.
И, вдруг, у «паперти» слепого
Застыли детские шаги.
Мальчонка, не сказав ни слова,
Сорвал записку на груди.
Нарисовав в углу рисунок,
Он прикрепил её назад,
Последний рубль в коробку сунув,
Ушёл, ни слова не сказав.
И, как в кино, в одно мгновение,
Пустую банку старика
Наполнила, творя знамение,
На свет идущая толпа.
Но вновь раздался детский голос,
Спросивший деда – "Как дела?"
А тот не мог сказать ни слова,
Слеза душила старика.
Он ребёнку в уши,
- Тебя наверно Бог послал?
А тот ответил, улыбнувшись,
- Ну, что ты, дедушка, я сам.
- А что добавил ты в записке?
- Да, солнце, маму и себя.
Ты здесь живёшь, я знаю, близко,
Пойдём, я провожу тебя.
Они ушли. Вокруг смеркалось.
Погас для зрячих белый свет,
А мне, вдруг, ясно показалось,
Что не старик, а мир ослеп.
Мальчишка, в пику всем прохожим,
За просто так тому,
Кто сам, как все, идти не может,
И вместо солнца видит тьму.
Чужого горя не бывает,
Сегодня - я, а завтра - ты,
И только дети понимают,
Нельзя нам жить без доброты.
5.12.2015
1. Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты.)
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5.Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Кульминация: осада замка Фрон де Бефа
После турнира побежденные рыцари нападают на сэра Седрика по пути домой. Седрика и раненого Айвенго удерживают в замке Фрон де Бефа ради выкупа и мести, тем временем барон пытается добиться любви прекрасной Ровены.
Но слуги Седрика, избежавшие плена благородных героев. Они находят Черного Рыцаря, который Айвенго на турнире, и стрелка Локсли с группой йоменов. Собранная команда штурмует замок и освобождает пленников, злодеев настигает заслуженная кара.
Объяснение:
1. «Илиада» Гомера - осада Трои,
2. «Певец во стане русских воинов» В. А. Жуковского - Отечественная война 1812 г. ,
3. «Волк на псарне» И. А. Крылова - нашествие Наполеона,
4. «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя - нашествия польских захватчиков, которые совершали завоевания в России в начале XVII века,
5. «Капитанская дочка» А. С. Пушкина - восстание под предводительством Пугачева,
6. «Медный всадник» А. С. Пушкина - наводнение в Санкт-Петербурге,
7. «Ледяной дом» И. И. Лажечникова - восшествие на престол Анны Иоановны, правление Бирона,
8. «Тихий Дон» М. А. Шолохова - Первая мировая, затем гражданская война,
9. «Реквием» А. А. Ахматовой - время репрессий 1937 год.
Объяснение: