Задание 1. Ритмико-звуковая организация стихотворного произведения (на примере произведений: «Зимний вечер», «Поэту», «Бесы» А.Пушкина). 1.Проанализируйте ритмический рисунок стихотворения:
а) сделайте графическую запись стихотворения, отметить ударные и безударные слоги;
б) подсчитайте число стоп в стихах, определить метр (размер) и его интонационные возможности;
в) определить тип и рифмовки в стихотворении;
2.Проанализируйте звуковую и строфическую организацию стихотворения:
а) выявите особенности поэтического синтаксиса (инверсии, восклицания, обращения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм, повторы);
б) проанализируйте состав сильных звуков, выделить аллитерации и ассонансы;
в) определите строфику стихотворения, наличие композиционного членения.
3.В заключение установите взаимосвязь между ритмико-мелодической структурой стихотворения и поэтическим миром; определить ее роль в создании образа-переживания и выражении идейно-содержательной концепции стихотворения.
История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.
Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.
Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.
Жанр – лирическое стихотворение с религиозно–философскими элементами.
Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.
Эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.
Олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.
Объяснение: