Задание №1. Тестовые вопросы. ( ) Знание и понимание. 1.События, описанные в "Зеленом утре", происходят
А) на Венере
В) на Марсе
С) на Луне
2. Главного героя "Зеленого утра" зовут
А) Экельс
В) Бенджамин Дрисколл
С) Гай Монтэг
3. "Зеленое утро" - это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц и всего одна сюжетная линия, иными словами, "Зеленое утро" – это
А) рассказ
В) роман
С) очерк
4."Тихий, влажный, прохладный, он сеялся с высокого неба, странный эликсир с запахом чар, и звезд, и воздуха, увлекающий с собою тонкую пыль, оставляющий на языке восхитительный вкус вишни". Это был долгожданный...
А) снег
В) град
С) дождь
5.Отметье все качества, которые характеризуют главного героя
( : 3)
1) ленивый
2) двуличный
3) трудолюбивый
4) настойчивый
5) трусливый
6) упорный
7) беспечный
8) расточительный
6."Повсюду кругом, как мощный поток, как горная река, струился новый ..., рождаемый зелеными деревьями. Было почти видно, как он вздымается хрустальными волнами. свежий, чистый, зеленый, холодный ... превращал долину в речную дельту". Что так ярко, сочно описывает автор?
А) воздух
В) водопад
С) айсберг
7.За тридцать дней работы на планете герой так ни разу и не оглянулся, чтобы оценить результаты своего труда. Почему?
А) Чтобы не расстроиться из-за того, что ничего не проросло.
В) Он заключил пари с Координатором, что весь месяц ни разу не оглянется.
С) Он пообещал своей семье, что будет работать целый месяц и ни разу не посмотрит на результат своего труда.
8.Идею озеленить планету Координатор
А) отверг как бесперспективную
В) поддержал только на словах
С) поддержал и орудиями труда и семенами
9.В каком году Олжас Сулейменов написал стихотворение "Волчата"?
А) точная дата неизвестна
В) 1956
С) 1961
10.Какую тему поднимает Сулейменов в этом стихотворении?
А) описание жизни волков
В) описание дикой природы
С) разрушительное влияние человека на природу
11.К какому жанру относится стихотворение "Волчата"?
А) философская лирика
В) лирическое стихотворение
С) пейзажная лирика
12."Слепые волчата" - это:
А) метафора
В) эпитет
С) сравнение
13."Тигр" У.Блейк.
Определите художественное средство: полночная чаща, тигр светло горящий, соразмерный образ, очи звериные, мастер полный силы, тугие жилы, гневный мозг, купол звездный...
А) эпитеты
В) метафора
С) олицетворение
14.Определите художественное средство "свил тугие жилы"; "купол звездный орасился влагой слезной"
А) метафора
В) олицетворение
С) эпитеты
15. Определите художественный приём в последней строке:
По-осеннему кычет сова
Над раздольем дорожной рани.
Облетает моя голова,
Куст волос золотистый вянет.
А) гипербола
В) метафора
С) аллегория
1Главный герой рассказа — тупейный художник Аркадий Ильич. “Тупей, — читаем у Даля, — взбитый хохол над головой”. Модная в то время причёска. Значит, тупейный художник — мастер по причёскам. По словам повествователя, он был мастер “в необычайном художественном роде”. 3) Почнму в рассказе при упоменании императора не уточняется его имя
2 Главный герой- Аркадий Тупей,Так он был мастером-парикмахером,гримером в орловском крепостном театре графа Каменского.Он был очень искусным мастером,лучше него никто не мог сделать " в лице воображения".Он любил крепостную девушку Любашу. Он был не просто мастер,а "идейный мастер".Когда узнал,что графу нравится эта девушка,он решил ее увезти. Но их поймали и ее отправляют на скотный двор,а его в солдаты.Аркадий пошел против крепостного права,не побоялся бороться за любовь. После службы, он уже будучи офицером ,возвращается в Орел,чтобы выкупить Любашу,но его убивают.
В словаре Даля Тупей- старинная прическа-взбитый хохол волос на голове,поэтому Аркадия называли тупейным художником,то есть парикмахером-художником..
“…Он был «тупейный художник» , то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа «рисовал и причёсывал» . Но это не был простой, банальный мастер с тупейной гребёнкой за ухом и с жестянкой растёртых на сале румян, а был это человек с идеями — словом, художник. Лучше его… никто не мог «сделать в лице воображения» ”. Это “неподражаемый артист”, то есть мастер своего дела, “чувствительный и смелый молодой человек”. Вот как рассказывает о его внешности повествователь со слов Любови Онисимовны: “ростом он был умеренный, но стройный, как сказать невозможно, носик тоненький и гордый, а глаза ангельские, добрые, и густой хохолок прекрасиво на глаза свешивался, — так что глядит он, бывало, как из-за туманного облака. Словом, тупейный художник был красавец и «всем нравился»Сюжет
События рассказа происходят в крепостном театре орловского графа Каменского, известного своей жестокостью[1]. Историю тупейного художника (парикмахера) Аркадия[2] рассказывает бывшая актриса орловского крепостного театра, а сейчас нянька младшего брата рассказчика Любовь Онисимовна.
Актриса и парикмахер были влюблены друг в друга, но «свидания с глазу на глаз были совершенно невозможны и даже немыслимы»: романы актрисам не позволялись. Аркадий решает увезти возлюбленную, узнав, что граф оказывает ей особые знаки расположения и хочет сделать своей любовницей, однако в доме священника их настигает погоня. Любу после неудачной попытки суицида отправляют на скотный двор, сочтя сумасшедшей, а Аркадия — в солдаты. После нескольких лет службы Аркадий, получив «офицерский чин и благородное звание», возвращается в Орёл, чтобы выкупить Любу у графа, но ночью его грабит и убивает постоялый дворник.
История публикации
В 1883 году рассказ был опубликован во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома» (издатель Николай Александров) с пометкой «С-Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота „поминовения усопших“»[3]. Впоследствии рассказ печатался без этой подписи либо с фразой «Святой памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.»
После публикации в «Художественном журнале» рассказ не издавался Лесковым ни отдельно, ни в сборниках до 1890 года, когда вышло первое прижизненное Собрание сочинений писателя. В 6-й том Собрания сочинений «Тупейный художник» вошёл с некоторыми изменениями, усиливающими его обличительный характер. Например, в этом варианте появились слова: «Начальство и думать не смело вступаться» (за пытаемых), «Простые люди всё ведь страдатели» и т. п. Кроме того, усилен мотив жадности и вымогательства предателя-попа. В 1922 году «Тупейный художник» выходит отдельной книжкой в петроградском издательстве «Аквилон» в оформлении Мстислава Добужинского. При этом из рассказа были убраны посвящение и эпиграф. Затем в течение 7 лет «Тупейный художник» выходит 5 раз отдельным изданием, с различными сокращениями (исключалась полностью первая глава)[4].Крепостные графа Каменского, ходили смотреть, как «медные трубы» играли на похоронах Аркадия: «сам губернатор на похоронах был! Как же! Офицер, - его за обедней и дьякон и батюшка «болярином» Аркадием называли и как опустили гроб, солдаты пустыми зарядами вверх из ружей выстрелили». Но поминки Аркадия длятся уже много лет. Много лет у Любовь Онисимовны сердце «как уголь горит, и истоку нет», и приходится постаревшей няньке по ночам приподниматься с постельки и заливать этот уголь из «плакончика».
Каким настроением проникнут финал «Тупейного художника»? Тоску, грусть, безысходность испытывает читатель в конце повествования, тем более, что заканчивается рассказ словами: «Более ужасных и раздирающих душу поминок я во всю мою жизнь не видывал».
Какое уж тут настроение?
Основой творчества Лескова был органический, впитанный с детских лет демократизм, позволивший наносить ощутимые «удары» устаревшему режиму романовской империи и восславить простолюдина.
В рассказе «Левша» , как и во многих других его произведениях, Лесков обращается к русской истории, изображает жизнь дореформенной, крепостнической России. В «Левше» автор использует «вымышленный мемуарный жанр» , «мемуарность» является лишь художественным средством, у большинства его героев не было живых прототипов. Создавая колорит достоверности, упоминает подлинные исторические имена (император Александр Павлович, жена его – Елизавета Алексеевна, брат императора – Николай Павлович, дочь Николая – Александра Николаевна) , события (Великий совет, поездка Александра Павловича по Европе) . Этот «исторический» фон также один из приемов художественного изображения в творчестве Лескова. Оба императора и атаман Платов в «Левше» действуют как вымышленные персонажи в соответствии с сюжетным планом произведения.