Задание 1. Укажите героя комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», которому соответствует перечисленные ниже характеристики. 1. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную».
2. Резко и гневно обличает придворное дворянство.
3. Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором.
4. Давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан.
5. В буквальном переводе с греческого языка его имя означает «являющий свою мать», т.е. похожий на свою мать.
6. Считает, что управлять хозяйством можно только с ругани и побоев.
7. Готов пожертвовать жизнью во имя Отечества. Фонвизин вложил все положительные качества, которые должны быть у каждого офицера.
8. Враждебно относится к просвещению, считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили».
9. Бывший солдат. Не любит «праздно жить», привык к труду, однако берется не за свое дело.
10. Получая в год 300 рублей, и сам ничему не учит, и другим мешает. Был кучером в Петербурге. Его господином был когда-то Стародум.
11. Свирепый крепостник, мастер «сдирать» с крестьян оброк.
12. По его мнению, исправить нравы двора Екатерины невозможно: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».
13. Ради личной выгоды может пойти даже на преступление (попытка похитить Софью).
14. Оставил придворную службу, отправился в Сибирь и разбогател благодаря труду.
15. Не знает любви ни к кому, даже к самым близким.
16. Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» считает пресечение своеволия помещиков.
17. Не доучившись в семинарии, попросил освободить его от обучения, убоявшись «бездны премудрости»
18. Женщина верно и преданно служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства.
19. Живя в семье Простаковых, она остаётся верна своему воспитанию, не уподобляется им, ценности этих людей остаются ей чуждыми.
20. С уважением вспоминает о своём отце; «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имея сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время».
Задание № 2. Назовите персонажей пьесы по афоризмам, ими произнесёнными:
1. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится», «...а я люблю, чтоб и чужие меня слушали...»
2. « Прямое достоинство в человеке есть душа.» «Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
3. «Нелёгкая меня не приберёт! Сорок лет служу, а милость все та же…По пяти рублей на год, да по пяти пощёчин на день».
4. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа».
5. «Боже мой! Если б ты его увидел, ревность твоя довела б тебя до крайности!»
6. «Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стешними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.
7. «При твоих глазах мои ничего не видят»
8. «Я влюблен, и имею счастье быть любим». «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце…»
9. «Да всяка дрянь в головы лезла, то ты батюшка, то ты матушка». «Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодня же быть сговору!»
10. «Я отроду ничего не читывал!» «Бог меня избавил этой скуки». «Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что забору в голову, то из неё гвоздём не выколотишь».
11. «Дела не делай, от дела не бегай». «Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца по-солдатски…» «За службу деньги брал, по-пустому не бирал и не возьму…»
Мне кажется, что автор не просто так вспоминает эти непростые условия: ему хочется, чтобы читающий этот рассказ школьник задумался, начал больше ценить свою школу и те возможности, которые есть в ней сейчас, понял, как трудно раньше было получить даже самое начальное образование.
Судя по многочисленным намекам, действие рассказа происходит в конце 30-ых или начале 40-ых годов двадцатого века, через некоторое время после раскулачивания населения. Главный герой вспоминает, как раскулачили его деда и других местных жителей, причем в очень тяжелое время года: «Раскулаченных и подкулачников выкинули вон глухой осенью, стало быть, в самую подходящую для гибели пору», как бездомные семьи ютились из милости по чужим углам, в то время как в их родные, благоустроенные и уютные дома пробирались местные тунеядцы.
Тот факт, что школа в деревне была совсем новой, а старшие жители, в основном, неграмотные (так, например, учителей уважали еще и за то, что «в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу»), тоже указывает на то, что действие рассказа происходит в первые десятилетия установления Советской власти. До этого времени школ в деревнях было очень мало, в основном, церковно-приходские.
Этот рассказ показывает нам, что хотя время было тяжелое, суровое, многих невинных людей раскулачили, но в то же время деревенские дети наконец-то получили возможность учиться – и стремились к знаниям изо всех сил.