Композиция. В стихотворении три четверостишия, использован прием сравнения. Судьба поэта похожа на судьбу туч ( оба - изганники) : " Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники ". Но тучи более счастливы, потому что никто не может остановить движение их по небу, хотя и одиноки, как и сам лирический герой в жизни.
Стихотворение потрясает своей обобщающей силой. Ведь "лишними" , не имеющими возможность применить свой дар людям, можно назвать вообще поколение тридцатых - сороковых годов 19 века. У них, как и у туч, нет ни желаний, ни сострадания. ни привязанностей.
Во второй строфе Лермонтов пишет о том, почему его герой бросил "милый север" и направился в " сторону южную". С риторических обращений он делает это ( " Кто же Вас гонит? ). ответ : зависть, злоба, клевета. Кроме того, поэт подбирает эпитеты ( постоянные прилагательные ) к этим словам : "тайная" зависть, " ядовитая" клевета, "открытая" злоба. Так поэт подчеркивает внутреннее одиночество героя ( у него нет друзей, только враги). Вот потому и гоним.
Третья строфа. Прием контраста. Герой противопоставляет себя,человека с душой и мыслями, тучам, которые не могут понять страстей и сострадать. А сам он тоскует... Отрицание НЕТ усиливает противопоставление... Мотив внутреннего одиночества появляется тогда, когда поэт покидает именно родную сторонушку. Заявлена тема одиночества на Родине, родина и поэт.
Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого, «физического» плана уже произошли (задумано и содеяно страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика.Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною», — пишет Достоевский о настроении Родиона в тюрьме. Чувство собственной правоты не пошатнулось в нем, он лишь возненавидел свою слабость. Но тут начинают происходить необъяснимые с человеческой точки зрения вещи: сокамерники-осужденные почему-то проникаются беспричинной неприязнью к Родиону, хотя их преступления порой ужаснее; да и особо не знакомы они с Раскольниковым, чтобы так его невзлюбить! В то же время они едва ли не плачут от восхищения, благоговейно глядя на Соню, приходящую навестить Расколь-никова; хотя, опять-таки, они ведь и ее не знают вовсе! В конце концов каторжные с криком «Безбожник!» бросаются на Родиона, избивают его, и лишь охранник предотвращает кровопролитие... Что происходит? Почему?ответ приходит Родиону во сне про непонятную эпидемию, погубившую человечество. Якобы появились какие-то новые микроскопические трихины, и «люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные». Проснувшись, Раскольников еще не осознает, но уже душой чувствует то, что так же бессознательно возненавидели в нем заключенные: он болен той самой заразой! И имя ей — безверие, нелюбовь, гордыня, презрение к людям! И когда Раскольников в очередной раз видит Соню, душа его наконец-то просыпается, и открывшиеся заново глаза наполняются слезами, и неизъяснимая боль, но уже не беспросветная, а свет дарующая, бросает его к Сониным ногам в рыданиях, и эти рыдания очищают его мятежное сердце!Вот истинная кульминация романа! Вот оно — торжество пресвятой любви и веры! Вот оно — настоящее раскаяние, дающее уверенность в всякого грешника! Здесь, в эпилоге, между строк звучат самые светлые, жизнеутверждающие аккорды, знаменующие духовное возрождение героя, здесь в полной мере раскрывается глубокая убежденность великого человеколюбца Достоевского в том, что в каждом человеческом сердце теплится Божественная искра.
Композиция. В стихотворении три четверостишия, использован прием сравнения. Судьба поэта похожа на судьбу туч ( оба - изганники) : " Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники ". Но тучи более счастливы, потому что никто не может остановить движение их по небу, хотя и одиноки, как и сам лирический герой в жизни.
Стихотворение потрясает своей обобщающей силой. Ведь "лишними" , не имеющими возможность применить свой дар людям, можно назвать вообще поколение тридцатых - сороковых годов 19 века. У них, как и у туч, нет ни желаний, ни сострадания. ни привязанностей.
Во второй строфе Лермонтов пишет о том, почему его герой бросил "милый север" и направился в " сторону южную". С риторических обращений он делает это ( " Кто же Вас гонит? ). ответ : зависть, злоба, клевета. Кроме того, поэт подбирает эпитеты ( постоянные прилагательные ) к этим словам : "тайная" зависть, " ядовитая" клевета, "открытая" злоба. Так поэт подчеркивает внутреннее одиночество героя ( у него нет друзей, только враги). Вот потому и гоним.
Третья строфа. Прием контраста. Герой противопоставляет себя,человека с душой и мыслями, тучам, которые не могут понять страстей и сострадать. А сам он тоскует... Отрицание НЕТ усиливает противопоставление... Мотив внутреннего одиночества появляется тогда, когда поэт покидает именно родную сторонушку. Заявлена тема одиночества на Родине, родина и поэт.
Основное настроение- тоска , грусть, печаль...
Объяснение: