Задание 2. Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Какие чувства испытывает герой? Какова позиция автора (как относится автор) в споре героя с самим собой?
1. «Я сыт, очень сыт — до отвала. Я съел сейчас столько, что, наверное, пятерым хватило бы от голодной смерти. Не пятерых, съел их жизнь. Только чью — врагов или не врагов? А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был — да! — но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе...»
2. «Я стоял перед ними и прижимал к груди холодный кувшин с мутным квасом.
— Хле-ебца-а...
— Корочку...
— Хошь, руку свою?
И вдруг со стороны, энергично тряся пером на шляпке, налетела Отрыжка:
— Молодой человек! Молю! На коленях молю!
Она действительно упала передо мной на колени, заламывая не только руки, но и спину и голову, подмигивая куда-то вверх, в синее небо, Господу Богу.
И это была уже лишка. У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:
— Ухо-ди-те! Уходит-те Уходите!»
3. «Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение от мальчишеской жалости. Никто уж больше не выстаивал возле нашей калитки. Я излечился . Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы».
4. «Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и , пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака... Даже отец сейчас не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал».
5. «Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен... даже благодарности.
Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.
Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.
Не скажу, чтобы моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».
К сожалению, мы живём в мире где слишком много людей оценивают друг друга именно за внешность, даже не задаваясь вопросом на сколько прекрасна душа собеседника. Многие из нас смогли побывать на обоих сторонах.
Но что человеку мешает быть счастливым несмотря на внешность? Ведь каждый из нас может заниматься любимым делом и при этом быть абсолютно счастливым? Отвержение тех в ком мы можем искать поддержки.
в нашем мире внешность и правда влияет на счастье человека.
убедились в том, что он определяет жизнь человека. Герой служит людям, творит добро, но ради этого ему многим пришлось поступиться. Выбор у каждого есть всегда. Какой – зависит от самого человека.
Образ Ивана Васильевича – это ответ Толстого скептикам, утверждающим, что один человек ничего не сможет сделать со всеобщим злом, не изменит систему, его порождающую.
По крайней мере, всегда можно начать с самого себя, ощутить свою личную меру ответственности за происходящее. Толстой заставляет нас серьёзно задуматься над собой.