Задание 2. Прочитайте и проанализируйте отрывки из рассказа «Уроки французского».
«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре. Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят. Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение.
Лидия Михайловна интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от неё что-либо было трудно. Она имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас».
3. Какие черты характера Лидии Михайловны вы увидели? Являются ли эти качества духовными ценностями человечества? Аргументируйте свои ответы цитатами.
«И больше я её никогда не видел. Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
4. Герой рассказа, несмотря на свои одиннадцать лет, прочувствовал уроки жизни.
Кто преподал уроки жизни, кому и зачем? Как вы думаете, символом чего являются яблоки в данном рассказе? Аргументируйте свои ответы цитатами.
НУЖНО
"...Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным."
***
Ассоль-ребёнок - "Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи."
Ассоль - взрослая - "тоненькая невысокая девушка, одетая в дешевый белый муслин с розовыми цветочками. На ее плечах лежала серая шелковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные, несколько серьезные для ее возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ. Ее неправильное личико могло растрогать тонкой чистотой очертаний; каждый изгиб, каждая выпуклость этого лица, конечно, нашли бы место в множестве женских обликов, но их совокупность, стиль – был совершенно оригинален, – оригинально мил; на этом мы остановимся."
***
Лонгрен
Автор не дает нам словесного портрета отца главной героини, сказа только, что тот был моряком, который после смерти жены оставил морскую службу, чтобы воспитывать свою малолетнюю дочь Ассоль. Он жил "одинокой жизнью вдовца, сосредоточив все помыслы, надежды, любовь и воспоминания на маленьком существе".