Задание № 3. Прочитайте отрывки из рождественских рассказов и заполните сравнительную таблицу. 106 А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король» Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» ТЕКСТ No2 Шумнее и шумнее раздавались по улицам Итак, дети отлично знали, что родители накупили им всяких чудесных подарков и песни и крики. Толпы толкавшегося народа были сейчас расставляют их на столе; но в то же увеличены еце пришедшими время они не сомневались, что добрый деревень. соседних ТЕКСТ No1 ИЗ Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь песня, которую тут же успел сложить из молодых козаков. То вдруг один из вместо колядки отпускал щедровку и ревел младенец Христос осиял все своими ласковыми кроткими глазами рождественские подарки, словно его благостной рукой, доставляют радости, чем все другие. Про это напомнила во детям, которые без конца шушукались об ожидаемых подарках, старшая сестра Луиза, прибавив, что младенец Христос всегда Направляет руку родителей, и детям дарят то, и и, ЧТО веселая тронутые кто-нибудь больше толпы все горло: Щедрик, ведрик! Дайте вареник, Грудочку кашки, Колечко колбаски! Хохот награждал затейника. Маленькие окна и подымались, и сухощавая рука старухи, которые что доставляет им истинную радость удовольствие; а об этом он знает гораздо одни только вместе лучше самих детей, которые поэтому не должны ни о чем ни думать, ни гадать, а колбасою в руках или куском пирога. Парубки и спокойно и послушно ждать, что им подарят. | девушки наперерыв подставляли мешки и ловили Сестрица Мари призадумалась, а Фриц | свою добычу. пробормотал себе под нос: «А все-таки мне бы хотелось гнедого коня и гусаров», стемнело. Фриц и Мари сидели, крепко прижавшись друг к другу, Не смели ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел проронить ни слова; им чудилось, будто над вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с В одном месте парубки, со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. в другом месте девушки Совсем ними Веют тихие крылья доносится прекрасная музыка. Светлый луч скользнул по стене, тут дети поняли, что младенец Христос отлетел на сияющих облаках к другим счастливым детям. И в то же мгновение прозвучал тонкий серебряный колокольчик: «Динь-динь-Динь-динь!» Двери распахнулись, и елка засияла таким блеском. и издалека Всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! И еще белее казался свет месяца от блеска снега. что дети с громким криком: «Ах, ах!» замерли на пороге. Но папа и мама подошли к двери, взяли детей за руки и сказали: Идемте, идемте, милые детки, посмотрите, чем одарил вас младенец Христос! Тема произведения Идея произведения | Основное событие фрагмента | Герои эпизода Настроение, чувства и переживания героев эпизода. «Щелкунчик и Мышиный король» «Ночь перед Рождеством»
Сколько свежести, силы, свободы в этих словах, принадлежащих перу замечательного поэта А. К. Толстого! В них чувствуется и необъятность просторов родины, и широта, и свободолюбие людей, проживающих здесь.
XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, «создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители — люди, крепко связанные с своей почвой, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость» . Они были певцами родного русского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами и звуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный труд простого крестьянства на родной земле.
«Край ты мой, родимый край!.. » — замечательное стихотворение А. К. Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.
В стихотворении этого поэта мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы» , жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой» .
Читая произведение этого поэта, постоянно ощущаешь его любовь к родной стороне. Его поэтическое творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства. Они словно заново открывают нам красоту привычного, заставляя взглянуть на знакомый мир «промытыми» , свежими глазами. И, подчиняясь этому чувству, мы останавливаемся, чтобы вобрать в себя и навсегда запомнить воздух, краски и запах родины.