Задание 4. Прочитайте и выберите одно из высказываний критиков. Выразите свое отношение к оценке (высказыванию) в развернутом ответе, выражая свое согласие или несогласие. В ответе используйте цитаты из произведения для доказательства своего мнения. 1.В «Снегурочке» сочетаются картины реальной жизни со сказкой и фантастикой.(Н. Леонова)
2. … Видно, что бедность и нужда заставляют детей с самых ранних лет уже принимать серьезное участие в трудах родителей. Таким образом, крестьянские ребятишки совсем лишены образования. С другой же стороны, эти самые обстоятельства жизни ставят их в тесные отношения с природой, с трудом, и уже с детства воспитывают в них физическую силу, бодрость духа, находчивость, одним словом - характер.
!
особенностью любого мастера, главной чертой его "почерка", является умение передать многое, без слов. да, вот оно - повествование. но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. таким является рассказ ивана алексеевича бунина - "подснежник". чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. важно просто идти вслед за мыслью автора и почувствовать смысл.
рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. "была россия, городишко уездный и масленица". жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. пронзить насквозь. безмолвная грусть о судьбе россии, о состоянии общества и "болезни" сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. такова самая основная тема в творчестве бунина. он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве. эта тема задумчивой грустью звучит в "подснежнике". озвученная за пределом слов.
незамысловатая сюжетная линия - к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. композиция рассказа тоже проста - последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.
для маленького гимназиста приезд отца - долгожданное событие. саша живет в городе у чужих людей, ему это трудно. мальчику десять лет, и любящая тетя называет его "подснежником". за открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. в нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.
отец мальчика - обыкновенный мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. его окружают такие же люди. бунин ни слова не говорит об этом прямо. лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.
образ голубоглазого "подснежника" на фоне тяжелой и смрадной действительности - как откровение. в этом юном существе присутствует та сила, которая - как росток. глоток свежего воздуха. бунин не знает - суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. но велика надежда.
еще одна основная тема - подлинной любви. маленькому саше тяжела вся эта атмосфера - мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. все это угнетает его в повседневной жизни. но сейчас все неважно. он любит своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.
среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим символичное напутствие автора - его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть "болотного существования". и настанет новая эпоха "подснежников", и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.