Задание к лекции «Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» Письменно ответить на вопросы
1. От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?
2.А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?
3. В чём своеобразие композиции рассказа?
4.На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?
5.Как жил до войны наш герой? Почему Шолохов делает его столь «обыкновенным», «заурядным»? Каково было представление Андрея о счастье?
6.Чем такой человек мог привлечь автора?
7. Как сложился путь Андрея во время войны? Совершил ли он какой-нибудь героический подвиг, о котором бы долго говорили или писали в газетах?
8. Как себя ведёт Андрей, нечаянно подслушав в церкви разговор некоего Крыжнева с молодым взводным? Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене?
9.Зачем лагерфюреру Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?
10.Почему, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой? Кто побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?
11.Как автор раскрывает душевное состояние героя, у которого война отняла всё?
12.Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
13.Чем можно объяснить тот факт, что для повествования о судьбе такого человека Шолохов избирает жанр рассказа?
1(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).
2Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).
3
ОбъяРассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.
4(На три части: до войны, война, после войны).
5 ( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.
7(На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)