Задание : на основе содержания главы 11 заполнить таблицу с недостающими элементами характеристики героя и его жизненного пути.
ОБРАТИТЕ внимание, что отдельные разделы уже заполнены учителем и являются для вас образцом.
Павел Иванович Чичиков
История жизни (см. 11 главу)
Этапы жизни
Детство Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос¬татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона¬чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Образование
а) наказ отца
б) обретение соб-ственного опыта Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: Думать ,что говоришь и делаешь,не вести себя легкомысленно
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким обра¬зом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к остав¬ленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности :КАКИЕ? ЧТО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАЛ?
Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры «Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со¬рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот¬реблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо¬собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото¬рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».КАК ОБМАНУЛ СВОЕГО НАЧАЛЬНИКА?
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь¬ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо¬роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб¬ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». ПОЧЕМУ «ПОГОРЕЛ» НА ТАМОЖНЕ?
Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения. После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже за¬няться званием поверенного». ЧТО ДАВАЛА ЧИЧИКОВУ ПОКУПКА мертвых душ? Почему он ухватился за эту идею?
Появление Чичикова в губернском городе Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. КАК ЕМУ ЭТО УДАВАЛОСЬ? КАКИЕ ПРИЁМЫ ОБЩЕНИЯ ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ? Можно выписать к рассуждениям нужные цитаты.
Просвещение и романтизм
Просвещение – философское направление, возникшее в Англии и Франции (Д. Локк, В. Руссо, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
В эпоху Просвещения главная роль отводилась науке. Человек изучался как объективное природное существо и определялся с точки зрения его места в обществе и рода его занятий. Общество рассматривалось как машина, в которой нет незаменимых деталей (людей).
Суть просвещения в объединении идей, касающихся общественного устройства, морали, науки, культуры. Возникли идеи либерализма: общество должно «договариваться с властью», государство должно служить гражданам. Возникает теория естественного права человека: человек от природы – существо свободное, при рождении он наделяется естественными правами (право на жизнь и т. д.).
Романтизм – последнее европейское движение в культуре, возникшее как художественная реакция на социальную действительность, бурно развивающийся капитализм (эксплуатация, детский труд, эксплуатация женщин). Представлен во всех странах Европы и Америки (Д. Байрон, В. Гюго, Ф. Шеллинг, И. Фихте). В России к романтизму испытывали тяготение Ф. Тютчев, Ю. Лермонтов, А. Пушкин.
XVIII–XIX века связаны с ростом национального самосознания, особенно в России, – поиск идеала человека, нравственное совершенствование.
Романтизм пропагандирует идеалистическое отношение к природе. Мир не может быть понят как механизм. Окружающую природу нужно чувствовать. Большое значение придавалось воображению, интуиции. Ведущая роль отводилась человеку к созданию, а не постижению окружающей действительности. Романтики считали искусство, а не науку, высшим видом культуры. Главные условия – свобода творчества, гениальность. Ведущая идея – субъективность творчества (основа лирической поэзии), при условии которой человек выражает свое «Я» и внутренние скрытые духовные процессы.
Романтики не признавали общественного устройства, уравнивавшего людей. Считали, что каждый человек образует целостность общества, каждый народ являет собой индивидуальность и движется по своему пути.