Безусловно, главный герой восхищается красотой окружающей природы. Встретившее его морозное утро он воспринимает как человек, не переживший до этого серьезного горя. Возможно, это будет звучать абсурдно с нашей стороны, но мы предполагаем, что вне пространства дома и флигеля герой чувствует себя счастливым. Вокруг нет горя, нет смерти. Все жаждет новой жизни. Утро – это новая жизнь. Каждый человек неосознанно стремится туда, где ему будет легко и комфортно. Ради этого он может забыть о своих обязанностях, о потери близкого человека. Так устроена жизнь. И это ощущение легкости и некой радости удивляет Слепцова. Он ненавидит себя за то, что еще жив, что чувствует эту красоту, хотя должен скорбеть о погибшем сыне. Возможно, он принуждает себя возвратиться к своему горю, но человеческая природа сильнее самого человека и его моральных обязанностей перед самим собой.
Олицетворения:
"...столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга".
"Ревела, обезумев, метель".
"Весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща".
Эпитеты:
"пронзительный ветер"; "рассерженный конь"; "воздух синий, густой, страшный"; "тёплый хлеб", "чудесный хлеб", "свежий хлеб".
Сравнения:
"... небо зазеленело, как лёд"."В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами".
"Ветки их поблёскивали, как стеклянные".
."..снег пел под ногами, будто артель веселых пильщиков пилила под корень березовую рощу".
"Она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда".
"Мельница стоит, как запаянная морозом навеки".
"...сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт".