Задание Проанализируйте отрывок из произведения К.Г. Паустовского «Телеграмма». Схема анализа эпизода прозаического произведения 1. Дать название эпизоду 2. Определить роль эпизода в тексте 3. Характеристика основных героев (образов) эпизода, речь, поступки, «внутренние монологи». 4.Особенности изображения в эпизоде: - пейзажа (если есть); - интерьера (если есть); - душевного состояния героев; 4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: • автора; • персонажей, особенно если это эпизод-диалог. 5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: - автора; - персонажей, особенно если это эпизод-диалог. 6. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. [15] Все смотрели на Першина, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе и боялась поднять голову. «Кто бы это мог быть? — подумала она. — Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо. Опять расходились нервы». Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: — «Эх, ты!» Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. «Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!» Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. «Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама». Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. «Что ж что, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Відповідь:
1. Прозрение Насти
2. Этот эпизод – это описание переломного момента в жизни Насти, а также эпизод, который как бы делит рассказ на две части.
3. В этом эпизоде описано, как у Насти просыпаются муки совести, как она пробует сначала их в себе погасить, но острое осознание того, что никто ее так никогда не любил, как брошенная ею мать, полностью переворачивают ей душу. Считаю также, что героем этого эпизода является писатель Гоголь. Хотя точнее было бы сказать, что это совесть Насти, говорящая с ней с бюста Гоголя.
4. Особенности изображения душевного состояния героев передается использованием различных художественных средств. Риторические вопросы подчеркивают смятение чувств героя, использование эпитетов «стиснутые зубы», «водянистый снег» «серая изморозь», «хмурое небо», «дряхлая, брошенная всеми старушка» созвучны с мрачным душевным состоянием Насти.
5. В центре внимания этого эпизода находится вопрос – а так ли важны все наши суетливые каждодневные проблемы и дела, если где-то тебя ждет не дождется единственный человек, для которого только ты «ненаглядный»?
6. Основная мысль эпизода: нужно помнить и уважать своих родных, ведь ближе их у нас никого на свете нет.
Пояснення: