Задание: прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания А1 – А5; В1 – В4; С1.
Но драма уже совершилась бесповоротно. Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. «Так и процвела сия древняя отрасль», - прибавляет летописец.
Но вору-новотору эта покорность была не по нраву. Ему нужны были бунты, ибо усмирением их он надеялся и милость князя себе снискать, и собрать хабару с бунтующих. И начал он донимать глуповцев всякими неправдами, и действительно, не в долгом времени возжог бунты. Взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники. Вор-новотор ходил на них с пушечным снарядом, палил неослабляючи и, перепалив всех, заключил мир, то есть у заугольников ел палтусину, у сычужников – сычуги. И получил от князя похвалу великую. Вскоре, однако, он до того проворовался, что слухи об его несытом воровстве дошли даже до князя. Распалился князь крепко и послал неверному рабу петлю. Но новотор, как сущий вор, и тут извернулся: предварил казнь тем, что, не выждав петли, зарезался огурцом.
А 1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1-сказка, 2-повесть, 3- рассказ, 4-роман.
А 2. Какое место этот фрагмент занимает в произведении?
является завязкой сюжетного действия;
завершает повествование;
играет роль вставного эпизода;
является одним из этапов развития сюжета.
А 3. О чём этот отрывок? Главной темой данного фрагмента является:
1-тема добра; 2- тема покорности; 3- тема человеческой глупости; 4- тема судьбы.
А 4. Что определяет образ жизни вора-новотора?
непосильный, тяжёлый труд;
забота о глуповцах;
желание постоянно разжигать конфликты, надеясь так снискать расположение князя;
стремление стать царём.
А 5. С какой целью автор пишет о том, что «…головотяпы немедленно выбрали болотину и , заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами»?
выявляет отсутствие в героях серьёзного отношения к жизни;
показывает отношение рассказчика к персонажам;
усиливает комический эффект;
подчёркивает социальное положение героев.
В1. Оксюморон – термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на соединении несоединимого. Укажите пример оксюморона:
заедена насмерть клопами;
стреляла из пушки, как из ружья;
зарезался огурцом;
несытое воровство.
В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «И начал он …»).
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Но вору-новотору…», выпишите слово, которое характеризует отношение глуповцев к своей судьбе до того момента, как вор-новотор начал разжигать конфликты.
В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Но драма уже…», найдите слово, которое свидетельствует о том, что перед нами история жизни глуповцев.
С1. Какие изобразительно-выразительные средства вы увидели в тексте? Приведите примеры. Как они читателю понять реальную сущность вора-новотора?
Обоснование: Фрагмент является отдельным эпизодом с ярко выраженными событиями и персонажами. В нем представлена удачно завершенная история, которая является основной идеей произведения.
А2. Фрагмент играет роль завязки сюжетного действия.
Обоснование: Фрагмент описывает начало конфликта между глуповцами и вором-новотором, который становится основой для последующих событий в произведении.
А3. Главной темой данного фрагмента является тема человеческой глупости.
Обоснование: В тексте присутствует изображение глуповцев, которые, по собственной названной ими Глуповой, демонстрируют свою неразумность и наивность.
А4. Образ жизни вора-новотора определяется желанием постоянно разжигать конфликты, надеясь так снискать расположение князя.
Обоснование: В тексте говорится, что вор-новотор нуждался в бунтах, чтобы усмирить их и заслужить милость князя, а также получить хабар от бунтующих.
А5. Пояснение автора о том, что «…головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами» подчеркивает социальное положение героев.
Обоснование: Автор указывает на отсутствие серьезного отношения героев к жизни, их наивность и глупость, что подчеркивает социальное положение глуповцев.
В1. Пример оксюморона: зарезался огурцом.
Обоснование: Огурец обычно не может нанести вреда человеку, поэтому сочетание "зарезался огурцом" является противоречивым выражением и является примером оксюморона.
В2. Средство создания образа героя, строящееся на описании его действий - характеризация.
Обоснование: Автор описывает действия и поступки вора-новотора, что позволяет читателю сформировать представление об его характере и поведении.
В3. Слово, характеризующее отношение глуповцев к своей судьбе - покорность.
Обоснование: В тексте указывается, что после того, как глуповцы назвали свой город Глуповым и себя глуповцами, они не противились и не бунтовали, пока вор-новотор не начал донимать их неправдами.
В4. Слово, свидетельствующее о том, что перед нами история жизни глуповцев - летописец.
Обоснование: Летописец указывается в тексте как источник информации о древней истории глуповцев, что подразумевает, что перед нами история их жизни.
С1. В тексте можно выделить следующие изобразительно-выразительные средства:
- Метафора: "древняя отрасль" - это образное выражение, которое символизирует живую историю глуповцев.
- Ирония: "головотяпы", "Глуповой", "глуповцами" - эти слова выражают ироническую оценку героев и усиливают комический эффект произведения.
- Сравнение: "взбунтовались сперва заугольники, а потом сычужники" - это сравнение позволяет читателю лучше представить последовательность и динамику бунтов.
Эти средства помогают читателю лучше понять и представить сущность и характер вора-новотора, его желание разжигать конфликты и его нечестность.