Задание: сформулируйте главную мысль текста. Вообще-то состояние нынешнего русского языка должно вызывать тревогу каждого литератора, и не только литератора, А уж дальнейшее развитие нашего языка – тем более. Да и трудно назвать это развитием. Никто не станет теперь отрицать, что русский язык – имя и история нации, главная связь времен и судеб народных – все больше нивелирует и стандартизируется, теряет главное свое назначение – выражать мысль просто, точно, объемно. И когда мы говорим, что язык – имя нации, это понятно: мы, русские, должны разговаривать на своем, русском языке, а не только на каком-то машинном или эсперанто. Дотоле мы и останемся русскими, пока мы знаем свой язык. Чтобы остаться русским, прежде всего надо хорошо знать свой язык, всю глубину его и мудрость.
В отличие от «Мертвых душ», где Россия показана с «одного бока», в «Ревизоре» изображен «соборный город всей темный стороны», так как в поэме мы преимущественно видим помещиков, а в комедии еще и помещиков, купцов, мещан. В двух этих произведениях отражены нравы всех чиновничьих слоев: от уездного в «Ревизоре» до губернского в поэме.
И в поэме, и в комедии отражны все сферы деятельности городского чиновничества: высшая городская власть, суд, «заботы» о богоугодных заведениях, почтовая связь. При этом образы всех чиновников типизированы: изображая их, Гоголь обращается к одним и тем же мотивая: во-первых, это мотив «круговой поруки», к примеру, в «Ревизоре» все чиновники являются ближайшими знакомыми городничего. Присутствует здесь и мотив взяточничества: в «Ревизоре» городничий признается, что обманул трех губернаторов, весь свет готов обворовать, в «Мертвых душах» Иван Антонович, «кувшинное рыло», не кто иной, как взяточник. Важным остается и мотив сплетни: в одном случае Хлестаков неожиданно превращается в ревизора, а в другом Коробочка пускает сплетню о Чичикове, охватившей весь город. Можно увидеть также мотив невежества, страха, боязни показаться неблагонадежным.
Все чиновники ведут праздный образ жизни, воспринимают должность как возможность приобретения наживы для себя.
Чиновники изображаются, как персонажи сатирические, так как несоответствия в них заложены социальные: образ Плюшкина, «бедного» богача. Используется один из любимых Гоголем сатирического изображения – гротеск, то есть соединение контрастного. Вообще весь город в «Ревизоре» - «сборный город», город-гротеск.
В «Мертвых душах» есть отступления, обобщающие изображения чиновничества: о толстых и тонких, о Прометее, о государственном человеке. Портреты чиновников обобщены, внимание читателя обращено лишь на одну деталь
Есть и отличия в изображении чиновников в «Мертвых душах» и в «Ревизоре»: в поэме чиновники даны более обобщенно, чем образы помещиков: у них нет даже фамилии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что чиновничество в творчестве Гоголя изображает собой все самое грозное и развратное, паразитирующее Россию, не дающее ей развиваться.