Задания. 1
1.Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки».
2. Озаглавьте его.
3. Составьте сложный план отрывка.
4. Выпишите 7-10 ключевых слов, словосочетаний, с их дайте
характеристику героям.
5. Определите отношение автора к главным и второстепенным героям.
6. Докажите своё мнение цитатами из текста.
Мать давала мне в школу завтрак: два ломтя черного хлеба, густо намазанных
клюквенным повидлом. И вот настал день, когда на шумной перемене я вынул свой
хлеб и всей кожей ощутил установившуюся вокруг меня тишину. Я растерялся, не
посмел тогда предложить ребятам. Однако на следующий день я взял уже не два ломтя,
а четыре...
На большой перемене я достал их и, боясь неприятной тишины, которую так трудно
нарушить, слишком поспешно и неловко выкрикнул:
- Кто хочет?!
- Мне шматочек, - отозвался Пашка Быков, парень с нашей улицы.
- И мне!.. И мне!.. Мне тоже!..
Со всех сторон тянулись руки, блестели глаза.
- Всем не хватит! - Пашка старался оттолкнуть напиравших, но никто не отступал.
- Мне! Мне! Корочку!..
Я отламывал всем по кусочку.
Наверное, от нетерпения, без злого умысла, кто-то подтолкнул мою руку, хлеб упал,
задние, желая увидеть, что же случилось с хлебом, наперли на передних, и несколько
ног по кускам, раздавило их.
- Пахорукий! - выругал меня Пашка.
И отошел. За ним все поползли в разные стороны.
На окрашенном повидлом полу лежал растерзанный хлеб. Было такое ощущение,
что мы все вгорячах нечаянно убили какое-то животное.
Учительница Ольга Станиславна вошла в класс. По тому, как она отвела глаза, как
с не сразу, а с еле приметной запинкой, я понял - она голодна тоже.
- Это кто ж такой сытый?
И все те, кого я хотел угостить хлебом, охотно, торжественно со
злорадством объявили:
- Володька Тенков сытый! Он это!..
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к
сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал
ответственный паек. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
Ольга Станиславна начала урок.
- В раз мы проходили правописание... - И замолчала. - В раз
мы... - Она старалась не глядеть на раздавленный хлеб. - Володя Тенков, встань,
подбери за собой!
Я покорно встал, не пререкаясь, подобрал хлеб, стер вырванным из тетради листком
клюквенное повидло с пола. Весь класс молчал, весь класс дышал над моей головой.
После этого я наотрез отказался брать в школу завтраки.
Век живи- век учись.
Объяснение:
Настя и Митраша живут одни и сами учатся как жить, работать, прокормить себя, не остаться без ничего. Действия, которые они совершают учат их новому. Например: после ситуации с клюквой они поняли, что лучше всегда быть вместе и на всякий случай быть готовым ко всему. Многие делают ошибочное утверждение, говоря о том, что главная мысль заключается в том, что Митраша такой маленький и смог пристрелить Серого помещика. Это не так, ведь главная мысль- это то о чём это произведение. А оно про маленьких ребят, на которых стоит равняться
лидия михайловна хорошая учительница так как она мальчику тем что она передовала всякую еду например гематоген она дала потому что у него была болезнь и он обрадовался когда увидел что ему передали еду он подумал что это мама передала но подумав он понял что она не может так как они жили бедно и она должна была прокормить его младшую сестру и он понял что это была лидия михайловна и он не принял этот подарок и отнес это обратно а второй раз она ему когда узнала что мальчик играет в игру,,замеряшки" и мальчик заметил что другой мальчик мухлюет и когда он сказал об этом ему он его побил и отобрал все деньги учительница стала играть в игру на свой риск и страх ее могли уволить , и вдруг заходит директор и говарить что от нее он не ожидал такого и уволил ее так она мальчику .