История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих племен. На эту доминанту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах, куда бросала судьба черкесские племена. Черкесы – бесстрашные и суровые воины – в течение многих веков держали в страхе своих врагов, сохраняя пределы своей страны труднодоступными для них.
Черкесия – почти мифическая страна – в глазах европейцев привлекала своей загадочностью и малодоступностью, как и люди ее населявшие. Те, кто по разным причинам и по разным обстоятельствам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв. оставили многочисленные воспоминания, а также отобразили свои впечатления о горном крае в стихах и прозе .
В общем хоре голосов следует выделить голос М.Ю. Лермонтова, сумевшего, на наш взгляд, более других проникнуть в характер черкесов.
Будучи на Кавказе в качестве офицера Кавказского корпуса и принимая участие в военных экспедициях в горы, М.Ю. Лермонтов имел возможность непосредственно наблюдать черкесов и оценить их воинские качества.
Черкесы-воины вызывали у него восхищение и уважение:
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы.
Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Кинжал», «Дары Терека» – М.Ю. Лермонтов характеризует черкесских воинов, выявляя систему его ценностных ориентиров. Михаил Юрьевич выстраивает иерархию этих ценностей, подчеркивая причинно-следственный характер взаимосвязи и взаимообусловленности между ними:
И дики тех ущелий племена,
Им бог – свобода, их закон – война;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь
В ряду отмеченных качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. В системе ценностных ориентаций черкесов свобода – главная святыня и атрибут воина . Корни любви к свободе произрастали из почвы любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью, к чему обязывались своим воспитанием и традициями отцов . Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность .
Андрею Гавриловичу с каждым днём становилось всё хуже. За ним присматривала старая нянька Егоровна.
Сын Дубровского Владимир только недавно окончил Кадетский корпус и получил звание корнета. Отец старался, чтобы сын ни в чём не нуждался, поэтому Владимир позволял себе проиграть в карты последние деньги или устроить весёлую пирушку. Он был хорош собой и мечтал жениться на богатой наследнице. Его нянька Егоровна сообщила своему воспитаннику о случившемся горе и о состоянии отца. Владимир с восьми лет учился в Петербурге, но всё равно любил отца и был сильно к нему привязан. Узнав о случившемся из письма Егоровны, он взял отпуск и через три дня уже был на своей станции.
Владимира встретил старый кучер Антон, который ждал его на станции четвёртый день. По дороге домой они разговорились, и кучер рассказал молодому барину о деревенских слухах. Подробностей он не знал. На крыльце Владимира встретила старая няня и повела его к отцу, который ждал его на пороге своей комнаты.
Глава 4
Андрей Гаврилович из-за своей болезни не сумел объяснить сыну суть дела. Сам Владимир не мог разобраться в нём, так как многих документов не хватало. В это время судебный заседатель прибыл в имение Троекурова, чтобы поздравить его с новым приобретением, так как срок апелляции уже Но Кирилла Петровича мучила совесть, поэтому он был не в духе. В конце концов, он собрался и поехал к другу, чтобы помириться и вернуть ему Кистенёвку. Андрею Гавриловичу, который увидел в окно подъезжающего Троекурова, стало плохо. Испуганный Владимир послал слугу за врачом, а Троекурова приказал гнать со двора. Вскоре старый барин умер.
История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих племен. На эту доминанту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах, куда бросала судьба черкесские племена. Черкесы – бесстрашные и суровые воины – в течение многих веков держали в страхе своих врагов, сохраняя пределы своей страны труднодоступными для них.
Черкесия – почти мифическая страна – в глазах европейцев привлекала своей загадочностью и малодоступностью, как и люди ее населявшие. Те, кто по разным причинам и по разным обстоятельствам посещали Северо-Западный Кавказ в XVIII – XIX вв. оставили многочисленные воспоминания, а также отобразили свои впечатления о горном крае в стихах и прозе .
В общем хоре голосов следует выделить голос М.Ю. Лермонтова, сумевшего, на наш взгляд, более других проникнуть в характер черкесов.
Будучи на Кавказе в качестве офицера Кавказского корпуса и принимая участие в военных экспедициях в горы, М.Ю. Лермонтов имел возможность непосредственно наблюдать черкесов и оценить их воинские качества.
Черкесы-воины вызывали у него восхищение и уважение:
Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы.
Неудивительно, что образ черкесских воинов занимал много места в его творчестве. В стихотворениях и поэмах «Черкесы», «Кавказский пленник», «Каллы», «Измаил-бей», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек», «Беглец», «Кинжал», «Дары Терека» – М.Ю. Лермонтов характеризует черкесских воинов, выявляя систему его ценностных ориентиров. Михаил Юрьевич выстраивает иерархию этих ценностей, подчеркивая причинно-следственный характер взаимосвязи и взаимообусловленности между ними:
И дики тех ущелий племена,
Им бог – свобода, их закон – война;
Там поразить врага не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь
В ряду отмеченных качеств черкесских воинов М.Ю. Лермонтов на первое место ставил свободолюбие. В системе ценностных ориентаций черкесов свобода – главная святыня и атрибут воина . Корни любви к свободе произрастали из почвы любви к отечеству. Ради стороны родной черкесы могли пожертвовать жизнью, к чему обязывались своим воспитанием и традициями отцов . Даже будучи на чужбине, черкесы продолжали следовать им, сохранять и подчеркивать свою этническую принадлежность .
Глава 3
Андрею Гавриловичу с каждым днём становилось всё хуже. За ним присматривала старая нянька Егоровна.
Сын Дубровского Владимир только недавно окончил Кадетский корпус и получил звание корнета. Отец старался, чтобы сын ни в чём не нуждался, поэтому Владимир позволял себе проиграть в карты последние деньги или устроить весёлую пирушку. Он был хорош собой и мечтал жениться на богатой наследнице. Его нянька Егоровна сообщила своему воспитаннику о случившемся горе и о состоянии отца. Владимир с восьми лет учился в Петербурге, но всё равно любил отца и был сильно к нему привязан. Узнав о случившемся из письма Егоровны, он взял отпуск и через три дня уже был на своей станции.
Владимира встретил старый кучер Антон, который ждал его на станции четвёртый день. По дороге домой они разговорились, и кучер рассказал молодому барину о деревенских слухах. Подробностей он не знал. На крыльце Владимира встретила старая няня и повела его к отцу, который ждал его на пороге своей комнаты.
Глава 4
Андрей Гаврилович из-за своей болезни не сумел объяснить сыну суть дела. Сам Владимир не мог разобраться в нём, так как многих документов не хватало. В это время судебный заседатель прибыл в имение Троекурова, чтобы поздравить его с новым приобретением, так как срок апелляции уже Но Кирилла Петровича мучила совесть, поэтому он был не в духе. В конце концов, он собрался и поехал к другу, чтобы помириться и вернуть ему Кистенёвку. Андрею Гавриловичу, который увидел в окно подъезжающего Троекурова, стало плохо. Испуганный Владимир послал слугу за врачом, а Троекурова приказал гнать со двора. Вскоре старый барин умер.