Задания: 1. Как привлекала чудо главная героиня? Можно ли назвать инструкцию, Которую читала главная героиня, магическим заклинанием? Что имел в виду автор «Пособия для мечтателей и сказочников»? 2 Можно ли по-вашел по по
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
Друзья, досужий час настал, Все тихо, все в покое. Скорее скатерть и бокал, Сюда вино златое!
В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба "с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом" ("К Каверину", 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:
Блажен, кто веселится В покое, без забот...
Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:
И станут самые цари Завидовать студентам.
В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: "Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты". Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.
Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении "К Чаадаеву". Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: "мой друг", "товарищ, верь".
Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы "третьим компонентом" в ряду "любовь и тайная свобода". В стихотворении "Послание к кн. Горчакову" средоточием этой свободы опять становится "младых повес счастливая семья..., где ум кипит, где в мыслях волен я". Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.
Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение "Дружба". Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.
Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как "друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час". Уже само по себе стихотворение "К морю" является прощальным.
Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.
В стихотворении "19 октября 1827", написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на "царской службе", и те, кто в "мрачных пропастях земли". "Я гимны прежние пою", — говорит поэт в стихотворении "Арион". Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь "Во глубине сибирских руд...". В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения ("И братья меч вам отдадут"), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.
В поэме Пушкина эти важнейшие персонажи выступают в явном противопоставлении. Они – главы двух государств-соперников, то есть у них точно очень разные интересы (они оказываются даже на поле боя в Полтавской битве во главе двух противоборствующих армий). А ещё эти государи просто очень по-человечески отличаются.
Пётр больше похож, по-моему, на стихию. Он высокий, быстрый, энергичный – в нём столько сил природы, что их хватит, как мы знаем, на переделку мира в отдельно взятой нашей стране. Его не останавливает ничего. В поэме он показан также очень живо. Он и переживает за события своей эпохи, гневается, радуется. Важно, что Пётр ещё совсем молод при этих событиях, а Россия как государство также молода (пишет Пушкин). Пётр отважен, его называют гением – практически во всём. В бою он сам садится на коня, «пожирая глазами» поле боя. Но всё-таки он не просто «вояка», а государь – очень талантливый.
Карл же показан в преклонном уже возрасте. За ним, к слову, двенадцать его предков Карлов. (А Пётр наш Первый!) Он впитал в себя все дворцовые интриги. Карл готов обманывать, предавать… Сначала он показан почти немощным, больным. Вот он слабый лежит на кровати, практически готов завещание писать, но как только он добился своего такой уловкой, как тут же он бодро и весело вскакивает с кровати, хитрец. В поэме сказано, что Карл был увенчан «бесполезной» славой, что он был тщеславен и жесток. Он «бродяга», который очень мало проводит в собственной стране, предпочитая жадно завоевывать новые земли.
Думаю, что симпатии Пушкина были на стороне своего – нашего Петра. Со всеми своими хитростями дворцовыми Карл проиграл. Пётр был очень деятельным, умным, целеустремленным, он был всегда выше, как я понимаю, всех этих дворцовых сплетен, интриг мировой политики.
Мне тоже больше понравился образ нашего государя. Он такой даже немного пугающий… Пётр, как ураган, сметает всё на своём пути. И всё-таки это лучше, чем быть интриганом Карлом на любую подлость.
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.
Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:
Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!
В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба "с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом" ("К Каверину", 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:
Блажен, кто веселится
В покое, без забот...
Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:
И станут самые цари
Завидовать студентам.
В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: "Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты". Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.
Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении "К Чаадаеву". Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: "мой друг", "товарищ, верь".
Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы "третьим компонентом" в ряду "любовь и тайная свобода". В стихотворении "Послание к кн. Горчакову" средоточием этой свободы опять становится "младых повес счастливая семья..., где ум кипит, где в мыслях волен я". Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.
Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение "Дружба". Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.
Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как "друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час". Уже само по себе стихотворение "К морю" является прощальным.
Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.
В стихотворении "19 октября 1827", написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на "царской службе", и те, кто в "мрачных пропастях земли". "Я гимны прежние пою", — говорит поэт в стихотворении "Арион". Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь "Во глубине сибирских руд...". В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения ("И братья меч вам отдадут"), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.
В поэме Пушкина эти важнейшие персонажи выступают в явном противопоставлении. Они – главы двух государств-соперников, то есть у них точно очень разные интересы (они оказываются даже на поле боя в Полтавской битве во главе двух противоборствующих армий). А ещё эти государи просто очень по-человечески отличаются.
Пётр больше похож, по-моему, на стихию. Он высокий, быстрый, энергичный – в нём столько сил природы, что их хватит, как мы знаем, на переделку мира в отдельно взятой нашей стране. Его не останавливает ничего. В поэме он показан также очень живо. Он и переживает за события своей эпохи, гневается, радуется. Важно, что Пётр ещё совсем молод при этих событиях, а Россия как государство также молода (пишет Пушкин). Пётр отважен, его называют гением – практически во всём. В бою он сам садится на коня, «пожирая глазами» поле боя. Но всё-таки он не просто «вояка», а государь – очень талантливый.
Карл же показан в преклонном уже возрасте. За ним, к слову, двенадцать его предков Карлов. (А Пётр наш Первый!) Он впитал в себя все дворцовые интриги. Карл готов обманывать, предавать… Сначала он показан почти немощным, больным. Вот он слабый лежит на кровати, практически готов завещание писать, но как только он добился своего такой уловкой, как тут же он бодро и весело вскакивает с кровати, хитрец. В поэме сказано, что Карл был увенчан «бесполезной» славой, что он был тщеславен и жесток. Он «бродяга», который очень мало проводит в собственной стране, предпочитая жадно завоевывать новые земли.
Думаю, что симпатии Пушкина были на стороне своего – нашего Петра. Со всеми своими хитростями дворцовыми Карл проиграл. Пётр был очень деятельным, умным, целеустремленным, он был всегда выше, как я понимаю, всех этих дворцовых сплетен, интриг мировой политики.
Мне тоже больше понравился образ нашего государя. Он такой даже немного пугающий… Пётр, как ураган, сметает всё на своём пути. И всё-таки это лучше, чем быть интриганом Карлом на любую подлость.