Задания 1. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.
Черный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!»
Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже — глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный.
Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет — как на зверя какого.
Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец
засмеялся. Послал ее еще куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой, и опять села, изогнулась, глаз не спускает — смотрит.
1. Разбейте текст на смысловые части. [1]
2. Озаглавьте отрывок. [1]
3. Составьте простой план. [1]
4. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты. [1]
2. ответьте кратко на вопрос.
Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? [1]
Итого [5]
Анализ и интерпретация текста
Задание
Напишите анализ прочитанного выше эпизода.
1. Охарактеризуйте персонажей.
2. Определите, какие проблемы поднимаются автором в начале произведения.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей используйте цитаты из произведения. [5]
Оценка и сравнительный анализ
Задания
Выберите 1 задание из двух предложенных.
1. Напишите письменную работу (объем 100 - 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» с одноименным фильмом (1975 г.) режиссера Г. Калатозишвили. Отразите сходства и различия повести и фильма.
2. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое место в вашей жизни занимает дружба и почему?» Аргументируйте свое мнение (по произведению В. Высоцкого «Песня о друге») примерами из жизни и стихотворения.
[10]
Анализ и интерпретация текста
Задание
Напишите анализ прочитанного выше эпизода.
1. Охарактеризуйте персонажа.
2. Определите, какие проблемы поднимаются автором в начале произведения.
3. Определите роль данного эпизода в произведении. Для подтверждения собственных идей используйте цитаты из произведения. [5]
Оценка и сравнительный анализ
Задания
Выберите 1 задание из двух предложенных.
1. Напишите письменную работу (объем 100 - 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник» с одноименным фильмом (1975 г.) режиссера Г. Калатозишвили. Отразите сходства и различия повести и фильма.
2. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Какое место в вашей жизни занимает дружба и почему?» Аргументируйте свое мнение (по произведению В. Высоцкого «Песня о друге») примерами из жизни и стихотворения.
[10]
Сам Родари услужливо предлагает читателям три возможных окончание своей сказки, так чтобы каждый мог выбрать тот, который кажется ему наиболее достоверным и красивым. То есть солдат может стать разбойником-миллионером, используя волшебство своего барабана, может стать борцом с несправедливостью, а может разобрать барабан в поисках волшебства и конечно утратить всю магию.
Предполагается, что читатель должен сообразить, что второй вариант - правильный. Волшебство должно приносить добро. Но каждый вправе выбрать свое собственное окончание этой сказки или придумать свое.
Например, солдат решил покончить с войнами во всем мире и вернулся в армию. Как только близилось сражение он начинал играть на барабане веселые танцы и бывшие враги начинали танцевать до упаду, а потому забывали старые распри.
Изначально старушка-волшебница наделила барабан не злым волшебством, а добрым. Ведь танец - это прекрасно, и использовать танец во зло противоестественное.
В «Дыме» Тургенева Потугин сказал: «Венера Милосская несомненнее принципов восемьдесят девятого года». Что значит это слово «несомненнее»? На самом деле все стоят на одной линии: и принципы, и Венера Милосская, и я, сельский учитель Тяпушкин. Вчера я ездил в губернский город и был удручён тем, что тамошнее общество совершенно не имеет никаких убеждений. Когда я ехал назад, поезд был остановлен на две минуты, чтобы посадить на него новобранцев. Меня поразила эта сцена, которая подчёркивала несчастье каждой семьи, лишённой сына. Дома я стал думать о и понял, что моя жизнь — череда неприятных воспоминаний. Во сне вдруг я почувствовал счастье, но не мог понять, какое воспоминание стало тому причиной. И тут предо мной предстал образ Венеры Милосской из Лувра.