Задания 1. Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», выделите в нем слова и словосочетания, указывающие на скрытый смысл сказки. Объясните значение сказки в раскрытии проблемы повести.
«Слушай, – сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. – Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: «Скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете 300 лет, а я всего-на-все только 33 года? » – «Оттого, батюшка, – отвечал ему ворон, – что ты пьешь живую кровь,
а я питаюсь мертвечиной». Орел подумал: «Давай попробуем и мы питаться тем же». Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь, спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: «Нет, брат ворон: чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!»
– Какова калмыцкая сказка?
– Затейлива, – отвечал я ему. – Но жить убийством и разбоем – значит, по мне, клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал».
2. Проанализируйте образ Савельича и представьте свою работу в виде схемы или ментальной карты, опираясь на следующие пункты:
• черты характера Савельича;
• чем можно объяснить покорность Савельича и его беззаветную преданность Гриневу?
• как ведет себя Савельич, когда Пугачев хочет повесить Гринева?
3. Рассмотрите иллюстрацию и определите, какой эпизод изображен на ней. Как представлены образы Гринева и Пугачева? Какие качества Пугачева проявляются в этом эпизоде? Удалось ли художнику передать идею автора?
Критерий оценивания № Дескриптор
задания
Обучающийся:
Критически осмысливает 1 выделяет в тексте слова, содержащие 1
содержание подтекст;
художественного
объясняет роль эпизода в развитии 1
произведения сюжета произведения;
объясняет связь эпизода с проблемой 1
произведения;
Анализирует образ героя 2 выделяет черты характера героя 1
художественного произведения;
произведения
объясняет причины поступков героя; 1
Представляет результаты составляет схему или ментальную 1
анализа в виде схемы или карту, раскрывающую образ героя
ментальной карты произведения;
3 определяет соответствующий 1
эпизод;
называет качества героев 1
произведения, представленные в
данном эпизоде;
объясняет, роль эпизода в развитии конфликта. 1
Всего 9
Полифоническое звучание авторских интонаций обусловлено сложностью проблематики: с волнением и сочувствием поэт говорит о главном — дорогой сердцу родине. Патриотическая тема одновременно развивается в двух направлениях. Первое посвящено идее богоизбранности крестьянской Руси, второе — ее загадочности, непостижимости, восходящей к иррациональному магическому началу.
Небольшая зарисовка, открывающая стихотворение, определяет основные колористические акценты пейзажа — красный и синий. Оба оттенка обладают богатой символикой: в православной иконописи они обозначают соответственно божественную любовь, высокую жертву и небесную правду, вечное духовное начало
Если цветовые доминанты обнаруживают явную религиозную природу, структура образа месяца-всадника построена по принципам языческого антро Следующий персонаж — пример авторской трансформации традиционных представлений: мрак-лебедь первоначально ассоциируется с надвигающейся темнотой, однако прекрасная птица несет на крыльях светлое чудо, мощи святого — знаковый атрибут православного мировосприятия.
Обращение к родному краю звучит в двух центральных катренах. Образ Родины также олицетворяется и принимает облик пахаря и страдальца, былинного волшебника и воина Вольги. К чему призывает субъект речи своего персонажа? Он ждет от богатыря активных действий, соответствующих моменту. Лебедь принес благую весть о возрождении родной земли, которое стало возможным после нового явления и его искупительной жертвы.
Свежесть ветра, влажный снег, теплеющий воздух — приметы наступающей весны, упомянутые в финальных четверостишиях, обозначают не только грядущее пробуждение природы, но и духовное перерождение крестьянской Руси.
Лирический герой обещает поддержать процесс преображения почти неподвижного загадочного пространства в процветающий край, населенный счастливыми жителями. Субъекту речи отведена особая роль: он выступает пророком, посредником между небесными силами и миром смертных. Стремясь усилить позицию героя, в финальных строках автор соединяет лирическое «я» с собственной персоной.
В рассказе показаны судьбы крепостных, не нашедших себя в этой жизни. Автор описывает двух своих ников, с которыми ходил охотиться на уток подо Льговом. Один из них — молодой человек, представившийся «охотником Владимиром». Это бывший дворовый с излишне красивой, напыщенной речью. Когда Владимир ищет для барина лодку, они встречают старичка Кузьму, более известного под прозвищем — Сучок. Разговорившись с Кузьмой, автор узнал, что тот сменил уже немало профессий: бывал и кучером, и поваром, и садовником, и доезжим на охоте, и сапожником, и «кофишенком» (кто это, осталось для автора загадкой), и даже «ахтером на кеятре». Теперь Сучок — рыболов, хоть в заболоченных прудах и рыба перевелась. Владимир относится к Кузьме с презрением и иронией, однако сам оказывается столь же непутевым и мало на что годным. Оба они только мешали охоте и под конец потопили лодку. Главным персонажем, раскрывающим эту мысль является Сучок, у которого в течение 60 лет жизни сменил несколько занятий повинуясь причуде очередного хозяина. И он считал в порядке вещей, что ему велят сбрить бороду, меняют имя, запрещают жениться. Он настолько вжился в роль ненужной вещи, что даже рискуя утонуть, ни разу не хватался за сюртук барина-рассказчика. Да и про другого крепостного, Ермолая, ушедшего, не умеючи плавать, разыскивать брод, он равнодушно говорит: "Ну, так утонет".