Задания для самостоятельной работы с текстом: ответьте на следующие вопросы:
1. Как вы думаете, почему повесть названа «Пиковая дама»?
2. Какой смысл, по вашему мнению, скрывается за словами Чекалинского «Ваша дама убита»? Почему Чекалинский не сказал «Ваша дама бита»?
3. Как вы понимаете слова Германа: "Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее". "Я готов взять грех ваш на свою душу". Таким ли остается Германн в конце повести, каким был в начале? Если нет, то что в нем изменилось?
4. Какие чувства, по-вашему, Германн испытывает к Лизе? Имеют ли эти чувства какое-то значение при раскрытии характера Германа?
5. Почему Германн наказан сумасшествием?
6. Какие три злодейства совершил Германн?
7. В чем смысл заключения произведения? Кому сочувствует автор, а кого осуждает?
Объяснение:
Отношение Пушкина к существующему в России политическому устройству было неоднозначно. Оно менялось в зависимости от тех или иных событий, происходивших в стране, от политики самого государя. Отношения же с царями у поэта также были сложными. Но большую часть жизни Пушкин был скорее либералом, чем радикалом: его устраивала конституционная монархия, он гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию (“Моя родословная”) и считал его опорой государства, гарантом сохранности нравственных устоев и порядка. Обе эти идеи нашли отражение в повести “Капитанская дочка”. Пушкин показывает кровавый беспощадный бунт темной массы рабов, но в самой возможности его он обвиняет власть, неумение трезво оценивать ситуацию, идти навстречу требованиям истории.
Автор, заинтересовавшись историей русских бунтов, их природой, начинает собирать исторические факты и документы, едет в Оренбургскую губернию, изучает исторические документы и свидетельства, встречается со стариками и старухами, хранящими память о “великом государе Петре Федоровиче более всего Пушкина интересовала не фактическая сторона дела, а истоки восстания, психология его участников, в которой решающую роль играла вера в доброго царя, и личность человека, ставшего добрым царем для народа, — Пугачева.
Пугачев воспринимается простым народом как поэтому должен обладать сверхъестественными качествами, например, долыне'и жарче всех париться в бане. Его образу в повести присуща некая романтизация или, в русском понимании, сказочность.
В появлении Пугачева перед Гриневым также есть сказочный элемент: он возникает, как в русских сказках, из темноты, чтобы вывести героя на верный путь. По-сказочному символичны сравнения Пугачева с орлом и львом.