ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание по русской литературе
за тему «Мораль, этика, ценности»
Цели обучения: 7.2.5.1 характеризовать героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
7АИ 7. определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию
Критерии оценивания: Обучающийся
1) характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста;
2) определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументирует свою позицию;
Уровень мыслительных навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 мин.
Задание
Прочитайте эпизод из рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». Озаглавьте его. Определите отношение автора к главным и второстепенным героям. Докажите своё мнение цитатами из текста.
Мать ахала и охала - ничего не ем, худею, синячищи под глазами... Она трижды на день устраивала мне пытку:
- Опять уставился в тарелку? Опять не угодила? Ешь! Ешь! На молоке сварена, масла положила, посмей только отвернуться!
Из муки, хранившейся к праздникам, она пекла мне пироги с капустой и рубленым яйцом. Я очень любил эти пироги. Я их ел. Ел и страдал.
Теперь я всегда перед рассветом, никогда не пропускал стука телеги, которую гнал конюх Абрам к привокзальному скверику.
Гремела утренняя телега...
Не спи, вставай, кудрявая!
В цехах звеня...
Гремела телега - знамение времени! Телега, спешившая собрать трупы врагов революционного отечества.
Я слушал ее и сознавал: я дурной, неисправимый мальчишка, ничего не могу с собой поделать - жалею своих врагов!
Как-то вечером мы сидели с отцом дома на крылечке.
У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции, гулявшего вдоль вокзального сквера в красной шапке.
Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака. У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть. Она минуту-другую пристально глядела на нас своим пустующим взором и исчезла столь же мгновенно, как и появилась.
- Что это у нес шерсть так растет? - с я.
Отец нехотя пояснил:
- Выпадает... От голода. Хозяин ее сам, наверное, с голодухи плешивеет.
И меня словно обдало банным паром. Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет- нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака... Даже отец сейчас не собаку, а ее неизвестного хозяина - "с голодухи плешивеет". Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.
На следующий день я с утра сидел на крыльце с карманами, набитыми кусками хлеба. Сидел и терпеливо ждал - не появится ли та самая...
Критерии оценивания Дескриптор
Обучающийся
Характеризует героев произведения на основе деталей и цитат из текста; определяет место эпизода в произведении; 1
подбирает название эпизода; 1
выделяет важные для характеристики героя детали; 1
анализирует и истолковывает детали, создающие образ главного героя; 1
использует цитаты из текста для подтверждения своих мыслей; 1
делает выводы о характере героя; эмоционально выражает свое отношение к поведению героя и его системе ценностей; 1
Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументирует свою позицию. выделяет в тексте ключевые слова для характеристики героя; 1
характеризует героя на основе ключевых слов; 1
находит приемы, выражающие отношение автора к герою; 1
делает выводы об отношении автора к герою. 1
Всего 10
здесь воздух чист,
здесь райский уголок.
И отварив врата в Европу
в горах далеких Южного Урала,
урал - река течет.
И красотою белых горок
ты радость жителям несешь.
Течет река, питаясь снегом,
с бурлящей пеной камни омывая,
пройдя большие километры
встречает города и села
и к нам заглянет на Беловку
в родные Оренбургские края.
Равнины, скалы, перекаты
неся то глину, то песок
и сверкая, в лучах солнца
не зная остановки,
в круговороте вечном ты течешь.
Мы сохраним тебя для будущего поколения,
и чистым родником нас будешь радовать всегда
ведь у истоков Уралтау,
жизнь Урала зародилась на века.
хотя это вовсе не сказка, а скорее печальный рассказ о судьбе
русской женщины Дарьи, чью жизнь и смерть символизируют судьбу
народа. Некрасов хотел проникнуть во внутренний мир народной
жизни, хотел постигнуть логику народного сознания.
Сюжет отражен в названиях частей поэмы: «Смерть крестьянина»,
«Мороз, Красный нос».
I часть. Смерть крестьянина Прокла повергла в горе всю семью -
он был единственным кормильцем. Описывается обряд похорон.
В этой части поэмы нет ярких красок - горе от потери кормильца
показано в буднично-серых тонах. На первом плане образ Дарьи,
вдовы Прокла, красивой и сильной славянки. Некрасов не жалеет
красок, добавляя штрихами особенности ее характера. В ее образе
воплощены национальные черты русской женщины («Коня на скаку
остановит, // В горящую избу войдет»).
II часть посвящена внутреннему миру Дарьи. Замерзая в лесу,
она погружается в сновидение. По сравнению с первой частью меняется
изображение пейзажа. Лес ослепителен в лучах зимнего солнца.
Мороз, живое существо, хозяин леса Дарье уйти от страшной
жизни. Дарья видит во сне свою счастливую жизнь с Проклом.
Мечтает о будущем, в котором виден идеал крестьянского счастья.
Финал трагичен - Дарья замерзает и расстается с жизнью. Но смерть
в изображении Некрасова прекрасна и поэтична.