Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русская литература» Задание: ответьте на вопросы, выбрав 1 правильный ответ из четырех предложенных.
1. Направление, к которому относятся произведения В. Распутина «Уроки французского» А) реализм Б) классицизм С) романтизм D) сентиментализм [1
2. Какова тема рассказа В. Распутина «Уроки французского»? Укажите неправильный ответ.
А) взаимоотношения учителя и ученика Б) становление героя, приобретение им духовного опыта C) раннее взросление детей в трудные послевоенные годы D) дружба и предательство
Задание: аргументированно ответьте на вопрос, приведите цитаты в подтверждение
3. Почему герою рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», так дорога старая пожелтевшая фотография? Аргументируйте свой ответ при двух цитат. Задание: аргументированно ответьте на вопросы. 1. Определите тему и основную мысль рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко». В чем смысл названия произведения В. Распутина «Уроки французского»? Связан ли он с основной мыслью? Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? Какие нравственные уроки вынес для себя герой из этой истории? Задание: напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем письменной работы – 120 - 150 слов.
1. Нравственные уроки Лидии Михайловны. Авторская позиция в произведении Распутина «Уроки французского». 2.
История одной фотографии (по рассказу В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»).
3. «Детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает». Каким образом автор пытается пробудить совесть в читателе?
Дерево на картине изображено так точно, что в первую секунду кажется даже, будто смотришь на фото. Шишкин так цепко подметил каждую мелочь, будто сам карабкался по этим снежным склонам, сам сидел под этой елью. Первое, что чувствуешь, глядя на картину "На севере диком" - грусть. Но потом ее заглушает другое чувство: чувство трепета и восторга перед необъятной и непостижимой красотой русской зимы.
Ольга, младшая сестра Татьяны, - тип милой, скромной, простодушной девушки, не знающей ни душевных бурь, ни конфликтов с действительностью.
Всегда скромна, всегда послушна,
Глаза, как небо, голубые,
Всегда как утро весела. Улыбка, локоны льняные,
Как жизнь поэта простодушна,
Движенья, голос, легкий стан,
Как поцелуй любви мила;
Так начинает Пушкин ее характеристику.
Ольга - воплощение женственности и грации. От образа ее веет жизнерадостностью. Это один из тех женских характеров, которые скрашивают окружающий быт и вносят в него тепло и ласку. Очарованием женственности она пленяет окружающих и покоряет Ленского.
Однако душевный мир Ольги беден содержанием. Веселая и простодушная, немного кокетливая Ольга живет, не вдумываясь в сложные вопросы жизни. Вот почему Татьяна, любя ее, не раскрывает ей своих дум и переживаний. Ольга не поняла бы ее. Тип Ольги - очень широкое обобщение. Распространенность этого типа и вызывает замечание Пушкина, что портрет Ольги можно найти во всех романах.
Образ Ольги кажется в романе второстепенным. Однако он очень важен в композиционном замысле романа. Прежде всего, именно благодаря Ольге завязывается центральный узел романа, так как поводом для знакомства Онегина с Татьяной послужили восторженные речи Ленского об Ольге и семье Лариных. Ольга же становится в дальнейшем невольной виновницей гибели Ленского. С другой стороны, образ Ольги важен в том отношении, что он контрастно подчеркивает индивидуальность Татьяны; сложный характер Татьяны, поставленный рядом с Ольгой, выступает отчетливее и ярче.