Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература», 6 класс
Понимание и ответы по тексту
Задания [ ]
Прочитайте отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Муму», выполните задания.
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-
то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с
черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из
воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.
Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к
себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил
щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в
конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и
разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели
три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого;
она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько
двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить
с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется
вдруг...
Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее
каким-то радостным и тихим сном.
1. Озаглавьте отрывок. [1]
2. Разбейте текст на смысловые части. Составьте цитатный план: подберите к
каждому пункту плана соответствующие цитаты (краткие отрывки) из текста [3]
3. ответьте кратко на вопрос.
Создавая рассказ «Кавказский пленник», Л.Н. Толстой использует в основе сюжета
противопоставление положительного и отрицательного героя. Каких героев
противопоставляет Толстой? Укажи, какой главный прием для раскрытия идеи
произведения использует автор? [1]
Анализ и интерпретация текста
Задания [ ]
Прочитайте отрывок, выполните анализ.
– А хочешь, все ягоды съем?! – сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду.
Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на
руках и ногах, Санька был вреднее и злее всех Левонтьевских ребят.
– Слабо! – сказал он.
– Мне слабо? – хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины.
– Мне слабо? – повторял я гаснущим голосом и, чтобы не , не струсить, не
опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву: – Вот! Ешьте вместе со мной!
Навалилась Левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.
Мне досталось всего несколько ягодок. Грустно. Но я уже сделался отчаянным, махнул
на все рукой. Я мчался вместе с ребятишками к речке и хвастался:
– Я ещё у бабушки калач украду!
Вопросы для анализа:
1. Укажите автора и название произведения, из которого взят отрывок. Назовите и
охарактеризуйте персонажей. [2]
2. Определите роль данного эпизода в произведении (насколько он важен в
произведении, как раскрывает личность героя). Для подтверждения собственных идей
используйте цитаты из произведения. [3]
Оценка и сравнительный анализ
Задания [ ]
Прочитайте отрывок и сравните с иллюстрацией. Подумайте, точно ли иллюстрация
подходит к повести Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»?
Напишите письменную работу (объем 100-120 слов), сравнивая иллюстрацию с
текстом повести. Отразите сходства и различия отрывка и иллюстрации. Аргументируйте
свое мнение цитатами из произведения.
… А сам всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу,
насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или
плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.
Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил
куклу на крышу.
Пошли татарки за водой. Хозяйская
дочь Динка увидала куклу, позвала
татарок. Составили кувшины, смотрят,
смеются. Жилин снял куклу, подает им.
Они смеются, а не смеют взять. Оставил
он куклу, ушел в сарай и смотрит, что
будет?
Подбежала Дина, оглянулась,
схватила куклу и убежала.
На утро смотрит, на зорьке Дина
вышла на порог с куклой. А куклу уж
лоскутками красными убрала и качает,
как ребенка, сама по-своему
прибаюкивает. Вышла старуха,
забранилась за нее, выхватила куклу,
разбила ее, услала куда-то Дину на
работу.
Сделал Жилин другую куклу, еще
лучше, — отдал Дине. Принесла раз
Дина кувшинчик, поставила, села и
смотрит на него, сама смеется,
показывает на кувшин.
«Чего она радуется?» — думает
Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думает,
вода, а там молоко. Выпил он молоко, — «хорошо», говорит. Как взрадуется Дина!
– Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшин и
убежала.
ЗА СПАМ ДАЮ ВАМ БАН НА 60 МИНУТ
В произведении "Фотография, на которой меня нет" можно выделить такие проблемы:
⇒ проблема памяти (вопреки тому, что на фото нет рассказчика, он хранит ее, как память);
⇒ проблема учительства (в этом аспекте раскрываются особенности жизни учителей, их труда);
⇒ проблема бедности (даже в школе нет таких простых, как нам сейчас кажется, предметов: парт,скамеек, тетрадей, учебников, карандашей).
⇒ проблема взаимоотношений с близкими людьми (на примере общения с бабушкой, другом, которые могут пожертвовать собой ради близкого человека).
Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа, так и к жанру повести. Оно весьма многопланово, потому и привлекает внимание даже нынешних читателей. В «Капитанской дочке» Александра Пушкина поднято очень много вопросов и тем, которые толкают на размышление каждого.
Так о чем же произведение «Капитанская дочка» авторства Александра Сергеевича? Почему и зачем оно было написано? Какова его тема и основная мысль произведения? Все об этом и больше написано в этой статье.
Начало произведения ознаменуется знакомством с главным героем по имени Петр Гринев. Он является дворянским сыном и заведомо распределена его судьба благодаря титулу родителей. Через определенный срок Петя, Петруша должен отправиться служить в Оренбург. Этот день наступает. Здесь отец произносит фразу, ставшую лозунгом всего произведения: «Береги честь смолоду». А что значит «беречь честь смолоду, а платье с нову»? Каждый интерпретирует эту фразу по-своему. Я понимаю это так, что надо с раннего возраста иметь честь, в сравнении с одеждой, которую, как правило, берегут с момента покупки. Лет двести назад честь считалась чем-то, что можно потерять, но невозможно вернуть назад, потому-то и призывали беречь ее с раннего возраста, с юности. Герой Петр Гринев – это мог бы быть эталоном для подражания. Он не продал свою честь ради жизни Пугачеву. И остался верен императрице. Гринев был просто добрым, щедрым человеком.
Маша Миронова – это девушка, в которую влюблен Гринев, да и она относится к нему также. Маша и Петр – представители главной сюжетной линии произведения. Маша – эталон верности и смелости. В ее случае эти качества стоят не порознь. Что есть для Маши верность и любовь? Поступок похождения к императрице на большое расстояние, дабы просить воли для Петра, говорит о Маше как личности сильной.
Но при чем здесь Пугачев? Пугачев реально существовавшая личность, которая подняла народный бунт и восстание, которое было жестоко подавлено. Пугачев здесь показан в первую очередь как талантливый предводитель, расчётливый революционер. При этом он временами на слабости.
Смысл данного произведения в том, что честь ценилась и будет цениться во все времена.
Источник: Сочинение по роману Капитанская дочка Пушкина