Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская литература» Понимание и ответы по тексту Задания 1. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Кавказский пленник».
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин. Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься». Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придется увидать. Поехать; а если невеста хороша – и жениться можно». Пошел он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, а телега с его вещами шла в обозе. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги . Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге.
1. Разбейте карандашом текст на смысловые части. [1]
2. Озаглавьте отрывок. [1]
3. Составьте простой назывной план. [1]
4. Подберите к каждому пункту плана соответствующие цитаты. [1]
2. ответьте кратко на вопрос.
Создавая портрет Дины, Толстой обращает внимание на то, что «как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся», а позже замечает, что Дина «побежала на гору, как козочка прыгает». Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? [1] Итого (5
мне
Однажды мальчик посадил дерево, точнее маленький саженец, и решил вырастить из него настоящее дерево. Он очень любил свое маленькое деревце и поливал его каждый день. В воду для поливки дерева он добавлял свой любимый синий цвет, в надежде, что на этом дереве распустятся синие листочки.
Но деревце росло как обычно и листочки на нем были зеленые. Мальчик любил его и так, но продолжал поливать его синей водой. Вскоре он заметил, что на дереве распустились цветы, а через несколько месяцев появились плоды.
Каково же было его удивление, когда он заметил, что плоды этого дерева стали постепенно синеть. Вскоре они поспели и стали абсолютно синими. Мальчик сорвал этот необычный фрукт с дерева и разломал его. Внутри оказалась косточка, а мякоть была зеленого цвета. "Наверное, кто-то тайком подливал еще зеленой воды", - подумал мальчик и решил откусить кусочек. Сладость разлилась у него во рту и он понял, что трудился не зря.
Как вы уже догадались, это была обычная слива.
А если серьёзно, то старая ворона, залетев в форточку квартиры, где с мамой и няней жила девочка Маша, украла стеклянный букетик в виде броши. А маленький и отважный воробей по имени Пашка с друзьями воробьями этот букетик у вороны отбил и вернул маме девочки в день премьеры балета "Золушка" в Большом театре, где она танцевала главную партию и должна была по своего мужа и отца Маши, героя-моряка, приколоть этот букетик к платью в знак своей к нему любви. А вернул букетик Пашка-воробей потому, что был очень благодарен девочке Маше, которая его от смерти, взяв холодного и голодного домой, где обогрела и накормила.