Заданні В. Упішыце словы (словазлучэнні), якія адсутнічаюць у прыведзеных урыўках з апавядання:
В1) Дзе ж тая Эма, пра якую расказваў мне Янка? Ага, сядзіць разам з Ганнай Паяркавай.
На пярэдняй парце, на Янкавым месцы. <...> І сяджу я на парце якраз
Гэтай самай Эмы Пшанічнай.
B2) "Пангона-Мантона-Дэмантона! Калі толькі ты мяне кранеш хоць пальцам. я дам табе
такой здачы, што ты дзясятаму закажаш. Ты яшчэ не ведаеш, што я была ў афрыканскіх
джунглях, падарожнічала па Місісіпі, a хутка паеду ў Індыю". І подпіс:
T
а
р
В3) На ўзгорку мы прыпыняемся... Пад узгоркам стаіць немалы натоўп мужчын і кабет, а
перад імі, па чыстым лёдзе, катаецца на каньках чалавек. Ды як катаецца! Такога я яшчэ не
бачыў. - Хто ж гэта такі? — пытаюся я ў Янкі. — Адгадай, - адказвае.
Збеглі мы з узгорка, і тут я ўтрапеў: каталася
В 4) - А як цяпер па шляху аўтамашына гудзе - чуеш? - Не, гэтага не чую, Эма. -
Пантона-Мантона-Дэмантона! Ты не крыўдуеш на мяне, што я так пытаюся? Давай не
будзем сварыцца,
В5) Рэштку ўрока я прастаяў на калідоры, абдумваючы розныя помслівыя планы. І дзіва:
Чым больш я думаў, тым больш
Эма Пшанічная.
ге
Заданні С. Дайце поўны адказ на пытанні.
СІ.Што вы ведаеце пра апавяданне як жанр літаратуры?
С2.Апавяданні якіх пісьменнікаў вы чыталі? Запішыце назвы 4-5 твораў, пазначце іх
аўтараў:
Рассказ Драгунского "Главные реки" ведется от лица главного героя - второклассника Дениса Кораблева. Дениска - обычный мальчик. Он немного легкомысленный - не выучил урока, потому что запускал воздушного змея. Когда его вызвала учительница, Дениска попытался схитрить. Он тянул время, надеясь на скорый звонок. Потом он попытался воспользоваться подсказкой друга, но не вышло. А в конце он перепутал название реки Миссисипи и рассмешил весь класс. Дениску нельзя назвать хитрым, потому что схитрить у него не вышло. Нельзя сказать, что он ленивый, потому что он не всегда приходит неподготовленным. Наверняка после этого урока Дениска будет старательно делать все уроки.
У "толстого" и "тонкого" завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца) .
Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил - тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга "ваше превосходительство". Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: "К чему тут это чинопочитание? ". Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.
Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.