Заданне 1. Літаратурны дыктант па тэме: “Жыццёвы і творчы шлях Івана Шамякіна”. Дапішыце сказы. 1.Іван Шамякін нарадзіўся … ў сям’і…
2.Пасля заканчэння сямігодкі ў 1940 г. паступае ў…
3.У вайну Іван Шамякін служыў …, абараняў …
4.У вайну Іван Шамякін напісаў ….
5.Пасля вайны Іван Шамякін завочна вучыцца ў ….
6.Іван Шамякін быў заўважаны грамадскасцю як пісьменнік пасля выхаду ў 1949 годзе…, у якім паказаў шырокую панараму партызанскай барацьбы з акупантамі на Беларусі.
7.Асноўны матыў творчасці Івана Шамякіна можна вызначыць словамі…
8.Другі матыў творчасці Івана Шамякіна можна назваць вечным, філасофскім: гэта матыў …
9.Іван Шамякін – народны пісьменнік БССР з … года.
10.Памёр Іван Шамякін у … годзе і пахаваны на … могілках у Мінску.
2. Глава начинается с рассказа о пари Печорина и Вулича. В этом споре Вулич доказывает существование предначертания свыше. Он стреляет в себя из заряженного пистолета, но в результате осечки он остается в живых. Что это: игра случая или судьба? Печорин уверен, что судьба. Именно эта его уверенность появлению ощущения, что это происшествие не конец, а только начало основных, скорее всего, трагических событий в жизни. В философском споре между ними определились их жизненные позиции: Вулич, как человек, связанный с Востоком, верит в предопределение, а Печорин выступает в роли человека-носителя практического мышления: «... если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?...» . Печорин, все подвергающий сомнению, не соглашается с Вуличем, ему недостаточно доказательств, приведенных офицером, он должен проверить себя сам и испытать свою судьбу. Парадоксально, но именно он предсказывает близкую смерть Вуличу, основываясь лишь на том, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то страшный отпечаток неизбежности судьбы» .
3. Однако Печорин не только не убеждается в существовании предопределения, а, наоборот, приходит к мысли, что человек «всегда смелее идет вперед, когда не знает, что его ожидает» . Этот эпизод, как и вся повесть «Фаталист» - дневник Печорина, его исповедь, его размышления о самом себе и своих поступках. Анализируя свои действия в сцене захвата казака-убийцы, Печорин приходит к тому же выводу, что и Лермонтов в своем стихотворении «Дума» : их поколения - это «жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха» . Им остается тратить свою жизнь на развлечения, пьянство, это жизнь без смысла и высоких идей. И то, как бесцельно рискуют жизнями такие образованные, мыслящие люди, как Вулич и Печорин, стараясь доказать ложные истины, еще раз подтверждает их «невостребованность обществом» . Это «лишние люди» , в этом их трагедия, а эпизод, где Печорин играет со смертью, доказывает это