В стихотворении «Еще заря не встала над селом», написанном в 1946 году, Николай Заболоцкий описывает раннее зимнее утро. Метафорическое описание начала зимы передано эпитетами «седых берез», «безжизненной куделью», «волшебные ряды», «в кристалл холодный», что рисует яркую картину, воспринимаемую читателем зримо. Использование однородных дополнений «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе», усиливает смысл, что гармонии в природе нет, он в этом убежден и не ищет «гармонии в природе». Используя олицетворение, метафорические эпитеты «печальная природа»,«дикая свобода», обособление «вздыхая тяжело», автор глубоко, философски и поэтически тонко передает ту гармонию, которую он видит в изменяющемся мире: «дикая» природа будет приносить пользу человеку, который природу «приручит». Н.А. Заболоцкий наделяет природу силой растопить лед» в сердце человека, вдохнуть жизнь. Таким образом, «особая организация языкового материала, комплексное использование выразительных средств … позволяют создать глубинное подтекстовое содержание, передать внутренний мир поэта, его отношение к реальной жизни».
Возвращаясь из Маниловки, Павел Иванович заезжает в трактир, чтобы подкрепиться и дать отдых лошадям. Счастливый случай свел его здесь не только с поросенком под сметаной с хреном, но и с человеком среднего роста, «с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Чичиков узнал Ноздрёва, с которым недавно обедал у прокурора. Ноздрёв только что вернулся с ярмарки, где «убухал четырех рысаков» и «продулся в пух», с чем и просил его поздравить. Он моментально сошелся с Чичиковым и, не контролируя свою речь, стал называть Павла Ивановича (без всяких на то оснований!) то братцем, то свинтусом. Но «лояльный» Чичиков не счел эти характеристики ни за оскорбление, ни за комплимент. У него была своя задача. Поэтому он вынужден держать под контролем собственное поведение. Чичиков тут же делает вывод: «Горазд он, видимо, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Однако он недооценил Ноздрёва. Павлу Ивановичу пришлось долго и настойчиво отказываться от «встречных предложений» разбитного малого — купить жеребца, каурую кобылу, серого кобеля, шарманку... Характеризуя Ноздрёва, автор не жалеет, казалось бы, самых лестных эпитетов: «многогранный человек», «на все руки мастер», «исторический человек». Только что стоит за этими определениями? Он действительно мастер на все руки: украсть, подтасовать, незаметно сбросить ненужную карту... Он действительно многосторонний человек, ибо вряд ли в одном человеке могут ужиться помещик, шулер, собачник, картежник, отец семейства, кутила, заядлый рыбак, охотник и любящий муж. Он действительно исторический человек, так как всегда влипает в какую-либо историю. Ноздрёв не в состоянии контролировать свои слова и поступки. У него все происходит спонтанно — точно так же, как у слуги Порфирия, который, не моргнув глазом, лжет своему барину, как у повара, который, сваливая в кучу попавшиеся под руку продукты, до конца приготовления блюда так и не знал, что же у него должно получиться.
Метафорическое описание начала зимы передано эпитетами «седых берез», «безжизненной куделью», «волшебные ряды», «в кристалл холодный», что рисует яркую картину, воспринимаемую читателем зримо.
Использование однородных дополнений «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе», усиливает смысл, что гармонии в природе нет, он в этом убежден и не ищет «гармонии в природе».
Используя олицетворение, метафорические эпитеты «печальная природа»,«дикая свобода», обособление «вздыхая тяжело», автор глубоко, философски и поэтически тонко передает ту гармонию, которую он видит в изменяющемся мире: «дикая» природа будет приносить пользу человеку, который природу «приручит».
Н.А. Заболоцкий наделяет природу силой растопить лед» в сердце человека, вдохнуть жизнь.
Таким образом, «особая организация языкового материала, комплексное использование выразительных средств … позволяют создать глубинное подтекстовое содержание, передать внутренний мир поэта, его отношение к реальной жизни».