Главная / Жанры песен русского фольклора / Обрядовые семейно-бытовые песни
Связь старинных обрядовых песен не только с трудовой деятельностью крестьянина-земледельца, но и со всеми важными событиями его семейной жизни, домашним бытом людей.
Группа семейно-бытовых песен (большинство из них обрядовые, но есть и необрядовые, например, колыбельные) .
Родинные (родильные) , крестинные (крестильные) песни. Колыбельные (байки) . Свадебная игра с её многочисленными обрядами и заклинаниями, которым приписывалось магическое значение. Основные этапы: сватовство (сватанье) , рукобитье (при благоприятном его исходе - запой, пропоины) , смотрины, предсвадебная неделя, обрядовая баня, девичник, утро свадебного дня, расплетение косы невесты, сборы свадебного поезда в доме жениха. Встреча поезда - обряд выкупа невесты, малое застолье, обряд венчания, свадебный пир (княжой стол) , активная роль свата на нём, второй день после пира, третий день.
Многочисленные и разнообразные песни, сопровождающие традиционную русскую свадьбу: плачи, причитания, горестные прощальные песни подруг невесты, величальные, поздравительные, хороводные, плясовые, а также песни о тяжкой доле русской женщины.
Изменение свадебных обычаев к концу XIX, началу XX веков и в более поздние периоды.
Плачи и причитания, связанные с похоронным обрядом, а также с обрядом проводов в рекруты. Их глубоко своеобразные черты.
Характерные особенности поэтического языка семейно-бытовых песен, отличающегося яркой красочностью, богатством, трогательной образностью символов.
Музыкальный язык песен, отличающийся особой эмоциональностью, выразительной напевностью мелодий, их широким развитием, разнообразием метро-ритмических черт.
Образцы песен:
"ЗВОНИЛИ ЗВОНЫ" Свадебная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова, записанная в Орловской губернии (отмечено, что она поётся на девичнике) . Мелодия её, в которой имитируется колокольный звон, основывается на выразительных бесполутоновых попевках в объёме квинты. Нисходящее движение заключительной фразы вносит ладовый контраст - мажорный сдвиг на б. 3 вниз. Для песни характерен живой и разнообразный ритм. Использована М. П. Мусоргским в опере "Борис Годунов. "
"НА МОРЕ УТУШКА" Свадебная песня, исполнявшаяся обычно на девичнике при уборе невесты к венцу. Характеризуется выразительной мелодической задушевностью и распевностью (октавный диапазон) . Используется сходное с предыдущей песней ладовое строение. П. И. Чайковский приводит эту песню в опере "Опричник. "
"ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ" Торжественная величальная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен", исполнявшаяся на свадебном пиру. В основе распевная мелодия развитого диапазона (децима) с вариантным изложением фраз и чётким ритмом. Свободно разработана А. С. Даргомыжским в опере "Русалка" в сцене свадебного пира.
" ПРИДАНЫЕ, УДАЛЫЕ" Величальная песня, которую композитору сообщил М. П. Мусоргский. Исполнялась чаще наутро после свадьбы. Мелодия её широко развитая октавного диапазона с выразительными секстовыми ходами и переменным метром (6/4 - 5/4 - 6/4). Использована М. П. Мусоргским в опере "Хованщина. "
"ИЗ-ЗА ЛЕСУ, ЛЕСУ ТЁМНОГО" Свадебная песня Смоленской губернии чаще исполнявшаяся на девичник входит в сборник Н. А. Римского-Корсакова) , существующая во множественных вариантах. Мелодия песни широко напевная, в которой большое место занимают ангемитонные попевки, кольцевого строения каденций) . Вместо каденций в кульминационные моменты появляются новые попевки (внедряющиеся) , что и определяет выразительную распевность песни. Вариант её "Из-за гор, гор высоких использован М. П. Глинкой в скиронической увертюре-фантазии "Камаринская.
башмачкин достоен человеческого звания.но жизнь распорядилась так что он стал отбросом общества.но акакакий акакиевич не унывал.главное он писал и писал свои бумажки.его все обижали ,но его это не волновало.жил на своё жалованье,ему предлагали новую должность ,отказался .и остался вечным титулярным советником.нов в его жизни мелькнул свет-новая шинель.башмачкин отказывал себе во многом .но наконец накопив нужную сумму ,пошли с петровичем
покупать материалы .но вот все ожидания позади.петрович принёс шинель вовремя.когда акакий акакиевмч шёл на работу.на него надели шинель.на работе все его поздравили ,посмотрели на новую шинель.радовались что он не носит свой старый капот.его даже позвали в гости .ночью когда он бы л пустой площади,украли его шинель.никто ему не ни частный пристав,ни значительное лицо и умер он в белой горячке незаметно для большого города.
я думаю он бы не был отбросом общества если больше уделял на себя внимание.
Главная / Жанры песен русского фольклора / Обрядовые семейно-бытовые песни
Связь старинных обрядовых песен не только с трудовой деятельностью крестьянина-земледельца, но и со всеми важными событиями его семейной жизни, домашним бытом людей.
Группа семейно-бытовых песен (большинство из них обрядовые, но есть и необрядовые, например, колыбельные) .
Родинные (родильные) , крестинные (крестильные) песни. Колыбельные (байки) . Свадебная игра с её многочисленными обрядами и заклинаниями, которым приписывалось магическое значение. Основные этапы: сватовство (сватанье) , рукобитье (при благоприятном его исходе - запой, пропоины) , смотрины, предсвадебная неделя, обрядовая баня, девичник, утро свадебного дня, расплетение косы невесты, сборы свадебного поезда в доме жениха. Встреча поезда - обряд выкупа невесты, малое застолье, обряд венчания, свадебный пир (княжой стол) , активная роль свата на нём, второй день после пира, третий день.
Многочисленные и разнообразные песни, сопровождающие традиционную русскую свадьбу: плачи, причитания, горестные прощальные песни подруг невесты, величальные, поздравительные, хороводные, плясовые, а также песни о тяжкой доле русской женщины.
Изменение свадебных обычаев к концу XIX, началу XX веков и в более поздние периоды.
Плачи и причитания, связанные с похоронным обрядом, а также с обрядом проводов в рекруты. Их глубоко своеобразные черты.
Характерные особенности поэтического языка семейно-бытовых песен, отличающегося яркой красочностью, богатством, трогательной образностью символов.
Музыкальный язык песен, отличающийся особой эмоциональностью, выразительной напевностью мелодий, их широким развитием, разнообразием метро-ритмических черт.
Образцы песен:
"ЗВОНИЛИ ЗВОНЫ"
Свадебная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова, записанная в Орловской губернии (отмечено, что она поётся на девичнике) . Мелодия её, в которой имитируется колокольный звон, основывается на выразительных бесполутоновых попевках в объёме квинты. Нисходящее движение заключительной фразы вносит ладовый контраст - мажорный сдвиг на б. 3 вниз. Для песни характерен живой и разнообразный ритм. Использована М. П. Мусоргским в опере "Борис Годунов. "
"НА МОРЕ УТУШКА"
Свадебная песня, исполнявшаяся обычно на девичнике при уборе невесты к венцу. Характеризуется выразительной мелодической задушевностью и распевностью (октавный диапазон) . Используется сходное с предыдущей песней ладовое строение. П. И. Чайковский приводит эту песню в опере "Опричник. "
"ВО ГОРНИЦЕ, ВО СВЕТЛИЦЕ"
Торжественная величальная песня из сборника Н. А. Римского-Корсакова "Сто русских народных песен", исполнявшаяся на свадебном пиру. В основе распевная мелодия развитого диапазона (децима) с вариантным изложением фраз и чётким ритмом. Свободно разработана А. С. Даргомыжским в опере "Русалка" в сцене свадебного пира.
" ПРИДАНЫЕ, УДАЛЫЕ"
Величальная песня, которую композитору сообщил М. П. Мусоргский. Исполнялась чаще наутро после свадьбы. Мелодия её широко развитая октавного диапазона с выразительными секстовыми ходами и переменным метром (6/4 - 5/4 - 6/4). Использована М. П. Мусоргским в опере "Хованщина. "
"ИЗ-ЗА ЛЕСУ, ЛЕСУ ТЁМНОГО"
Свадебная песня Смоленской губернии чаще исполнявшаяся на девичник входит в сборник Н. А. Римского-Корсакова) , существующая во множественных вариантах. Мелодия песни широко напевная, в которой большое место занимают ангемитонные попевки, кольцевого строения каденций) . Вместо каденций в кульминационные моменты появляются новые попевки (внедряющиеся) , что и определяет выразительную распевность песни. Вариант её "Из-за гор, гор высоких использован М. П. Глинкой в скиронической увертюре-фантазии "Камаринская.
башмачкин достоен человеческого звания.но жизнь распорядилась так что он стал отбросом общества.но акакакий акакиевич не унывал.главное он писал и писал свои бумажки.его все обижали ,но его это не волновало.жил на своё жалованье,ему предлагали новую должность ,отказался .и остался вечным титулярным советником.нов в его жизни мелькнул свет-новая шинель.башмачкин отказывал себе во многом .но наконец накопив нужную сумму ,пошли с петровичем
покупать материалы .но вот все ожидания позади.петрович принёс шинель вовремя.когда акакий акакиевмч шёл на работу.на него надели шинель.на работе все его поздравили ,посмотрели на новую шинель.радовались что он не носит свой старый капот.его даже позвали в гости .ночью когда он бы л пустой площади,украли его шинель.никто ему не ни частный пристав,ни значительное лицо и умер он в белой горячке незаметно для большого города.
я думаю он бы не был отбросом общества если больше уделял на себя внимание.