Виктор михайлович васнецов – великий художник, который написал картину «богатыри». сегодня я расскажу вам о ней.в середине сидит на своем вороном коне богатырь илья муромец. он не из знатного рода. илья самый старший и опытный из всех. его лицо выражает спокойствие, но сам он что-то высматривает в дали. наверное, врагов. богатырь одет в кольчугу и держит огромную палицу с шипами. в левой руке у него щит, а также длинное острое копьё, которое заграждает путь добрыне никитичу. но об этом мы еще поговорим. конь тоже мощный и сильный. конечно, выдержать такого богатыря! он, как и илья спокоен, смирен. справа от ильи муромца - добрыня никитич. видно по его позе и по лицу, что он готовится к бою. совсем не так, как илья. добрыня уже достает меч из золотых ножен. он из знатного рода и может себе позволить также кафтан, поверх которого надета кольчуга. на богатыре надет шлем, но только более остроконечный. щит, почти из золота, он держит в левой руке. у него есть белый конь. он уже хочет побежать рысью в бой. но вот илья останавливает своим копьем добрыню. на коне надета сбруя, на которой знаки победы над татарами. алеша попович самый младший из трех богатырей. он весельчак, а также гусляр. у него за спиной всегда найдутся гусли. алеша держит лук на руках, а его конь, понимая, наклонился головой к траве, алеше. гусляр одет в кольчугу, как и все, а внизу красный кафтан. видно, что он хитер и его конь тоже придумывает план.погода не совсем солнечная на шедевре искусства. на небе тяжелые облака. трава мятая и жухлая. где-то виднеются крохотные елочки. сзади много лесов. вдали видна могила. и около нее летает ястреб.когда смотришь на эту картину, то возникает мысль, что автор писал ее, видя этих богатырей и природу. это настолько великолепный, волшебный холст, на котором отражена каждая мелочь. я думаю, что мастер хотел сказать, что эти богатыри готовы служить родине и, конечно, мастер отразил характер каждого.мне понравилась эта картина!
Мы не знаем точно, кто автор «слова о полку игореве». но когда я читаю это бессмертное творение патриота, то представляю скромную монашескую келью, скудно освещенную колеблющимся пламенем свечи. за столом — седовласый старец, склонившийся над рукописью. в моем представлении автор «слова» и пушкинский пимен-летописец словно родные братья. оба горячо любят отчизну, оба гордятся ратными подвигами и мирным трудом своих предков, оба хотят, чтобы наша славная не была забыта. читая «слово», мы как будто воочию видим древнюю русь: бескрайние степи, колосящиеся поля, многоводные реки; слышим воинственные призывы молодых князей и мирное «золотое слово» многоопытного святослава. сердце заставляет тревожно биться звон мечей, топот копыт, крики воинов. мы всей душой сочувствуем ярославне, разделяем с ней боль утраты и надеемся на чудо — возвращение из плена князя игоря. старина оживает в нашем воображении. киевская русь конца xii века — высокоразвитое, но уже ослабленное княжескими междоусобицами и набегами кочевых племен государство. власть великого князя киевского еще не исчезла полностью, но ее влияние на поведение и политику князей уже ослабло. трагедия киевского государства — в разъединенности, разобщенности князей, не думающих об общих интересах. так, в 1185 году храбрый молодой князь небольшого новгород-северского княжества игорь святославович решил добиться славы, в одиночку разгромив половцев. с небольшими силами, не посоветовавшись с киевским князем святославом, он отправляется в дальний поход на половцев, «замыслив» дойти до берегов черного моря и вернуть руси когда-то принадлежавшие ей земли у керченского пролива. читая «слово», мы видим, как князь игорь «вступает в золотое стремя и едет по чистому полю». ничто не может заставить его одуматься, даже солнечное затмение, предвещавшее, как тогда считали, трагедию. волнующая ночь перед боем, напряженное ожидание и вот туманным утром « перегородили великие поля своими красными щитами». они ринулись в битву, «ища себе чести, а князю — славы». одержана победа, но тревога, предчувствие будущего поражения не покидает нас. и вот начинается второй, решающий, бой. кажется, что враждебные ветры «земли незнаемой», как живые существа, «веют с моря стрелами» на воинов игоря. содрогнулась земля, замутились реки, прах лег на отвлекая нас от описываемых событий, автор вспоминает об отдаленных временах, когда только начинались братоубийственные распри и «от княжеских крамол сокращалась жизнь человеческая. тогда по земле редко перекликались пахари, но часто вороны каркали, деля между собою » рассказчик предвидит, что неудача игоря к еще более тяжким последствиям, к еще большему ослаблению руси. вот почему с таким сочувствием и пониманием вслушиваемся мы в «золотое слово» мудрого святослава киевского, который сумел на время пресечь междоусобицы и отогнал кочевников в глубь степей. поэт, называя слово святослава «золотым», подчеркивает, что в нем заключены особенно значительные, государственные мысли. автор «слова» вместе с князем киевским призывает всех князей объединиться, вместе выступить «за землю , за раны игоревы» и сообща разгромить врагов. и, словно в ответ на этот призыв, звучит рассказ о побеге игоря из плена, который воспринимается как начало перемен. из летописей известно, что игорь, вернувшись из плена, вначале заехал в новгород-северский, затем в чернигов и только потом отправился в киев к святославу. «слово» же, умалчивая об этом, оставляет впечатление, что князь прямо из плена устремился в киев, чтобы покаяться перед старшим из князей и заключить с ним союз против половцев. такое завершение событий в произведении, видимо, отвечает горячему желанию певца видеть русь объединенной под властью одного сильного князя и способной дать отпор любому врагу. вся поэма, посвященная прошлому, обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. звучат последние строки «слова», и, кажется, оживает темная монастырская келья, наполняется красками и звуками глубокой старины. бессмертное творение древ мыслителя-патриота приобщает нас к славному прошлому, учит гордиться героической своего народа. «минувшее», настоящее и будущее родины сплетаются в единую