Краткий и полный анализ рассказа И. Тургенева «Бирюк» позволит лучше понять произведение, осознать его основные смыслы. Такое исследование произведения с большим интересом относиться к литературе, получить от рассказа больше эмоций, глубже изучить предмет.
Год написания и публикации – «Бирюк» рассказ из цикла «Записки охотника», над которым писатель работал в 1848 году. Он был издан во 2-м номере «Современника» в 1848 году. История создания – Тургенев описывает личные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной писателя, сельский учитель А. И. Замятин, со слов матери и бабушки, рассказал о том, что практически все персонажи из «Записок охотника» списаны с реальных людей. Многим автор даже вывел под их настоящими именами. Крестьянин Бирюк действительно существовал. В итоге свои же крестьяне убили его. Жанр – Рассказ. Направление – Реализм. Основная идея – Протест Тургенева против государственной нормы, принятой в России – крепостного права. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них. Проблема – Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам сложно не сломаться, сохранять собственные принципы и достоинство.
1. Тема: Крепостное право в России. Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд. 2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить. Нищий мужик идет воровать, а Бирюк не ворует и не берет взяток. Он игнорирует и барина, который готов заплатить за кражу мужика. Те люди, которые в состоянии выжить в сложных условиях и не сломаться, похожи на «белых ворон». Подавляющая масса крестьян ненавидит Бирюка, завидует ему. Крестьяне хотят убить его. Лесника называют кровопийцей и зверем, а человек лишь исправно выполняет свой долг и защищает свой интерес. Ведь, если пропадет дерево, то отвечать за эту пропажу придется Бирюку. И жизнь его ничем не отличается от жизни других крестьян. Возможно, даже его жизнь тяжелее. Его бросила жена, и теперь он растит двоих детей, один из которых – младенец.
В рассказе показано, что сила есть в каждом человеке. В конце произведения проявляется и сила нищего мужика. В начале он лепечет что-то «по-заячьи», жалуется на свою тяжелую жизнь, умоляет, просит его помиловать. Потом он начинает незаслуженно обвинять Бирюка, угрожать ему, поносить его последними словами. Мужик неправ, но в нем вдруг просыпается большая сила. И Бирюк отпускает его. 3. Тема: Отношение людей друг к другу. Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга. Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка) В произведении «Бирюк» проявлен гуманистический пафос, проникнутый состраданием писателя к обездоленному, бесправному, отчаявшемуся народу. Автор рисует картины крестьянской жизни – убогая изба, разбитая супружеская жизнь, голодный младенец, который тяжело дышит, и отчаявшийся мужик в лохмотьях, ворующий лес. Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты. И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек. п.3. Основные герои (их место в образной системе) Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.
Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа. Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.
Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него.
Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей.
Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал.
Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери.
Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.
Год написания и публикации – «Бирюк» рассказ из цикла «Записки охотника», над которым писатель работал в 1848 году. Он был издан во 2-м номере «Современника» в 1848 году.
История создания – Тургенев описывает личные наблюдения за жизнью крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной писателя, сельский учитель А. И. Замятин, со слов матери и бабушки, рассказал о том, что практически все персонажи из «Записок охотника» списаны с реальных людей. Многим автор даже вывел под их настоящими именами. Крестьянин Бирюк действительно существовал. В итоге свои же крестьяне убили его.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Основная идея – Протест Тургенева против государственной нормы, принятой в России – крепостного права. Автор показывает, как существующие порядки уродуют характеры крестьян и их жизнь, хотя и по-разному отражаются на каждом из них.
Проблема – Имея такую тяжелейшую жизнь, крестьянам сложно не сломаться, сохранять собственные принципы и достоинство.
1. Тема: Крепостное право в России.
Проблема: Тяжелейшая жизнь крестьян вынуждает их нарушать законы. Отчаявшийся мужик идет в господский лес, рубит дерево для своих нужд.
2. Тема: Тяжелая жизнь крепостных
Проблема: Убогая, голодная жизнь крестьян по-разному влияет на разных людей. Есть люди, сильные духом, которых невозможно сломить.
Нищий мужик идет воровать, а Бирюк не ворует и не берет взяток. Он игнорирует и барина, который готов заплатить за кражу мужика. Те люди, которые в состоянии выжить в сложных условиях и не сломаться, похожи на «белых ворон». Подавляющая масса крестьян ненавидит Бирюка, завидует ему. Крестьяне хотят убить его. Лесника называют кровопийцей и зверем, а человек лишь исправно выполняет свой долг и защищает свой интерес. Ведь, если пропадет дерево, то отвечать за эту пропажу придется Бирюку. И жизнь его ничем не отличается от жизни других крестьян. Возможно, даже его жизнь тяжелее. Его бросила жена, и теперь он растит двоих детей, один из которых – младенец.
В рассказе показано, что сила есть в каждом человеке. В конце произведения проявляется и сила нищего мужика. В начале он лепечет что-то «по-заячьи», жалуется на свою тяжелую жизнь, умоляет, просит его помиловать. Потом он начинает незаслуженно обвинять Бирюка, угрожать ему, поносить его последними словами. Мужик неправ, но в нем вдруг просыпается большая сила. И Бирюк отпускает его.
3. Тема: Отношение людей друг к другу.
Проблема: Чувство сострадания сильнее чем чувство долга.
Несмотря на то, что Бирюк нарушает закон, он отпускает мужика. Побеждает сострадание к человеку, такому же бедному и несчастному, как и сам Бирюк.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
В произведении «Бирюк» проявлен гуманистический пафос, проникнутый состраданием писателя к обездоленному, бесправному, отчаявшемуся народу. Автор рисует картины крестьянской жизни – убогая изба, разбитая супружеская жизнь, голодный младенец, который тяжело дышит, и отчаявшийся мужик в лохмотьях, ворующий лес.
Автор представляет Бирюка настоящим русским богатырем – честным, сильным, бесстрашным. Такой замечательный характер, но Бирюк вынужден направлять свои силы на поимку крестьян, обезумевших от нищеты.
И Бирюк, и крестьянин-вор – крепостные. Судя по описанию жизни Бирюка, ему живется не лучше, чем убогому крестьянину-вору, но этот человек не ломается. Он верен своим принципам. Бирюк не берет денег, которые дает ему барин, чтобы тот отпустил вора. Здесь автор показывает, какие бывают сильные, богатырские характеры, которых нельзя ни запугать, ни сломить даже очень серьезными проблемами. В этом проявлен пафос, показывающий, каким может вырастить себя человек.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ Бирюка находится в противоборстве с образом мужика, рубившего дерево. Если барин, на которого работает лесник, не досчитается дерева, то платить придется Бирюку. И Бирюк всем сердцем ненавидит воров, расхищающих чужое имущество, он исправно несет службу.
Рассказчик впервые видит его в грозу, при свете молнии. Само описание природы в этот момент динамично – деревья бушуют, тревожно лепечут ракиты. Это описание созвучно с характером лесника и с его нелегкой судьбой. Дождь идет, не переставая. Природа показывает безрадостную жизнь крепостных, создавая особую атмосферу рассказа.
Тургенев детально описывает избу, от которой веет одиночеством, пустотой, бедностью, безрадостной жизнью. Его бросила жена, оставив на него детей. Младенчик в люльке дышит тяжело, возможно, болен. Странно видеть такое унылое жилье на фоне сильного и цельного мужика. Автор показывает, что жизнь Бирюка не лучше жизни других крепостных, но лесник не ворует и взяток не берет.
Рассказ, большая часть которого посвящена изображению блистательного бала, не случайно называется «После бала». Чудовищное событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича, произошло именно после него.
Но для того чтобы полнее воплотить свою идею, Толстой построил рассказ как последовательное и контрастное изображение сцен мазурки и экзекуции со множеством противопоставляющих деталей.
Без эпизода истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и нарядными женщинами, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой страшной, если бы ей не предшествовал бал.
Чем более праздничным и блистательным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с совершенно другой, жестокой и крайне неприглядной, стороны.
Во время бала молодой человек испытывал к полковнику, отцу Вареньки, особое «восторженно-нежное чувство». Он видел перед собой очень красивого, статного, высокого и свежего старика с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери.
Когда же отец пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. Танцуя, полковник «бойко топнул одной ногой», «фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно… задвигалась вокруг залы»; «он ловко два круга»; «нежно, мило обхватил дочь руками…». А сам рассказчик, «обнимая весь мир своей любовью», боялся только одного: «чтобы что-нибудь не испортило» этого счастья.
И конечно, он и предположить не мог, что это «что-нибудь» окажется настолько страшным. Утром на площади он увидел отца любимой девушки в совершенно ином обличье: полковник шел… подрагивающей походкой»; «втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу »; «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку» на спину беглого татарина.