Во второй главе романа евгений онегин меняет страсти высшего света на деревенский покой. он приезжает к себе в имение в надежде найти новые ощущения и как-то разнообразить свою жизнь. здесь он дичится своих соседей, избегает общения с ними. и только с молодым поэтом владимиром ленским у нашего героя складываются добрые отношения. образу ленского пушкин уделяет особое внимание в своем произведении. во-первых, потому, что ленский - тоже поэт. автор, как никто другой, понимает тонкие порывы души молодого стихотворца. но отношение пушкина к владимиру ленскому не столь однозначно. признавая все его положительные черты, черты молодого романтичного идеалиста, поэт не видит будущего у такого характера. ленский погибает от руки онегина, тем самым положив начало кардинальным переменам в судьбе главного героя. в 20-22 строфах второй главы «евгения онегина» описывается любовь ленского к ольге лариной. она окружена романтическим ореолом: ореолом тоски, слез, светлой грусти, страданий: всегда, везде одно мечтанье, одно привычное желанье, одна привычная печаль. пушкин ценит в своем герое редкое во все времена умение искренно и сильно любить: ах, он любил, как в наши лета уже не любят; как одна безумная душа поэта еще любить осуждена… в 21 строфе автор говорит нам о том, что ленский знал ольгу с раннего детства. они были соседями, и их родители прочили им свадьбу. также в 21 строфе дано ироническое описание маленькой ольги. в его стиле прослеживается спор пушкина с поэтами-романтиками: в глуши, под сению смиренной, невинной прелести полна, в глазах родителей, она цвела, как ландыш потаенный, в 22 строфе мы видим зарождение любви молодого поэта к выдуманному им образу ольги: она поэту подарила младых восторгов первый сон… ленский наполнил ольгу теми чертами, которые хотел видеть в своей возлюбленной. к сожалению, мечта расходилась с действительностью. это читатель поймет позже, после смерти поэта. а пока владимир весь поглощен своей любовью: он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну… ольга стала музой ленского. давая описание такой поглощенности молодого поэта своим чувством, пушкин иронизирует над его оторванностью от реальности, вечном витании в облаках, незнании действительной жизни: луну, небесную лампаду, которой посвящали мы прогулки средь вечерней тьмы, и слезы, тайных мук но нынче видим только в ней замену тусклых фонарей. таким образом, в 20-22 строфах второй главы «евгения онегина» дается описание любви владимира ленского, молодого романтичного поэта. через это описание нам раскрываются самые существенные черты его характера, как положительные, так и отрицательные. важно отметить, что в этих строфах дается отношение автора к своему герою, которое можно охарактеризовать как сочувственно-ироническое.
Впоэме “мцыри” действие развивается в двух планах: тоска по идеалу, романтическая мечта о далекой, прекрасной и неведомой родине; реальные блуждания юноши-горца, бежавшего из монастыря. мцыри не просто тоскует по родному краю, поэма насыщена чувством родины: я цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе. это “родимая страна” такой же поэтический образ, как и образ бури в стихотворении “парус”: “а он, мятежный, просит ” мцыри, наделенный от природы отвагой своих сородичей, дал поэту возможность воплотить жажду тревог и битв, жажду бури, то чувство вечной неудовлетворенности достигнутым, которое живет в человеческой душе вечно и которое было особенно обострено у лучших людей первой четверти xix века. впечатления от природы кавказа, быта его жителей, архитектуры — все послужило лермонтову для создания романтической поэмы. жизненная основа “мцыри” придает произведению яркость, выразительность, убеждает читателей в его реальности. впервые у лермонтова так органично сольются романтическое и реальное начала, впоследствии это станет отличительной чертой его творчества. немного лет тому назад, там, где сливался шумят, обнявшись, будто две сестры, струи арагвы и куры, был монастырь. монастырь сохранился и сейчас. внутренний вид его дает яркое ощущение поэтической действительности, созданной лермонтовым. особенно поражают расположенные высоко от пола узкие, длинные окна, забранные решетками: тюрьма! .в тесной темной церкви во время утренней службы стоял худенький, слабый мальчик, и ему казалось, что святые смотрят на него со стен с мрачной и немой угрозой, как смотрели монахи. а там, в вышине, на решетчатом окне, играло солнце: о, как туда хотелось мне. от мрака келий и молитв, в тот чудный мир страстей и битв.. образ монастыря был для лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, “подрезает крылья”, мешает свободному полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. создавая свой поэтический мир, лермонтов не фотографировал действительность, он отбирал нужные для замысла черты, насыщая их новым смыслом. но именно конкретным чертам местности поэту удалось правдиво и убедительно показать побег мцыри: сквозь пары вдали чернели две горы. наш монастырь из-за одной сверкал зубчатою стеной.. мцыри был вынослив, как и его сородичи. он хорошо помнит родные места. мечтая о доме, юноша все время смотрит на восток. мцыри — “душой дитя”, существо, полное жажды жизни; “судьбой монах” — человек, обязанный отказаться от жизни. в этом заключается трагизм поэмы. но он еще и пленник, раб и сирота. вся жизнь в монастыре была подготовкой мцыри к побегу. давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, близких и родных: узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы. в двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы мцыри с барсом. в ней показано упоение в бою и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ. с уважением говорит мцыри о достоинствах противника: но с торжествующим врагом он встретил смерть лицом к лицу, как в битее следует бойцу! . мцыри бьется с барсом, как было принято драться в его ауле, и он побеждает: но ныне я уверен в том. что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.. эти слова могут быть поняты как оправдание поколению, выросшему в николаевской империи, как в тюрьме. на мне печать свою тюрьма оставила..