Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» повествует о мальчике Пете, работающем парикмахера. В рассказе противопоставлены жизнь Пети и сам Петя до и после поездки на дачу.
Жизнь мальчика в городе очень тяжела, ему приходится постоянно трудиться и страдать от грубого к себе обращения. Ужасно однообразные, мрачные дни Пети проходят в грязных стенах парикмахерской. Мальчик выглядит уставшим. Он худощав, сутул, и лицо его уже покрыто морщинками, делающими его «похожим на состарившегося карлика».
По счастливому стечению обстоятельств Петя уезжает на время на дачу и буквально попадает в другой мир, где его окружают красота природы, гармония и тепло. Мальчик будто бы оживает и совершенно меняется. Его морщинки исчезают, «будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом». Дни Пети на даче счастливые, беззаботные и полные необычных открытий.
Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) — замкнутая группа предложений, объединённых смысловой и синтаксической связью. Все предложения, входящие в сложное синтаксическое целое, служат для развития единой темы (микротемы).
Композиционно прозаическая строфа состоит из трёх частей: зачина, основной части и концовки. Зачин — начало, отправная точка сложного синтаксического целого. Как правило, он указывает на круг событий, которые будут изображены далее. Например: За окном ночь утихла... (В. Набоков); На днях пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться. (Л. Чехов) Основная часть представляет собой развитие микротемы, концовка - её завершение, подведение итогов.
Предложения в сложном синтаксическом целом связаны не только по смыслу, но и структурно, а также с лексикостилистических средств и особенностей интонации.
Особенности интонации обеспечивают ритмико-мелодическое единство сложного синтаксического целого и проявляются в интонационном сходстве предложений, равномерности распределения пауз, соразмерности логических ударений.
Структурное единство обеспечивается строением предложений. Сюда можно отнести единство видовременных форм сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или структурной неполноты предложений.
Лексико-стилистическое единство связано с особенностями языковых единиц: выбором лексических и вариантов синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; наличием синонимов, антонимов, лексических повторов, местоимений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики.
Например: Послышалось около третьего корпуса: «жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ионной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами... (А. Чехов) — в сложном синтаксическом целом средствами связи предложений являются синонимический повтор эти звуки, сочинительный союз и, наречие так, формы времени глаголов.
Средства ритмико-мелодического и структурного единства организуют параллельный тип связи предложений. Средства лексико-стилистического единства организуют цепную (последовательную) связь между предложениями в тексте. Сочетание всех трёх групп средств — это смешанный тип связи предложений.
Объяснение:
Противопоставления в рассказе «Петька на даче»
Рассказ Леонида Андреева «Петька на даче» повествует о мальчике Пете, работающем парикмахера. В рассказе противопоставлены жизнь Пети и сам Петя до и после поездки на дачу.
Жизнь мальчика в городе очень тяжела, ему приходится постоянно трудиться и страдать от грубого к себе обращения. Ужасно однообразные, мрачные дни Пети проходят в грязных стенах парикмахерской. Мальчик выглядит уставшим. Он худощав, сутул, и лицо его уже покрыто морщинками, делающими его «похожим на состарившегося карлика».
По счастливому стечению обстоятельств Петя уезжает на время на дачу и буквально попадает в другой мир, где его окружают красота природы, гармония и тепло. Мальчик будто бы оживает и совершенно меняется. Его морщинки исчезают, «будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом». Дни Пети на даче счастливые, беззаботные и полные необычных открытий.
Сложное синтаксическое целое (прозаическая строфа) — замкнутая группа предложений, объединённых смысловой и синтаксической связью. Все предложения, входящие в сложное синтаксическое целое, служат для развития единой темы (микротемы).
Композиционно прозаическая строфа состоит из трёх частей: зачина, основной части и концовки. Зачин — начало, отправная точка сложного синтаксического целого. Как правило, он указывает на круг событий, которые будут изображены далее. Например: За окном ночь утихла... (В. Набоков); На днях пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться. (Л. Чехов) Основная часть представляет собой развитие микротемы, концовка - её завершение, подведение итогов.
Предложения в сложном синтаксическом целом связаны не только по смыслу, но и структурно, а также с лексикостилистических средств и особенностей интонации.
Особенности интонации обеспечивают ритмико-мелодическое единство сложного синтаксического целого и проявляются в интонационном сходстве предложений, равномерности распределения пауз, соразмерности логических ударений.
Структурное единство обеспечивается строением предложений. Сюда можно отнести единство видовременных форм сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или структурной неполноты предложений.
Лексико-стилистическое единство связано с особенностями языковых единиц: выбором лексических и вариантов синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; наличием синонимов, антонимов, лексических повторов, местоимений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики.
Например: Послышалось около третьего корпуса: «жак... жак... жак...». И так около всех корпусов и потом за бараками и за воротами. И похоже было, как будто среди ионной тишины издавало эти звуки само чудовище с багровыми глазами... (А. Чехов) — в сложном синтаксическом целом средствами связи предложений являются синонимический повтор эти звуки, сочинительный союз и, наречие так, формы времени глаголов.
Средства ритмико-мелодического и структурного единства организуют параллельный тип связи предложений. Средства лексико-стилистического единства организуют цепную (последовательную) связь между предложениями в тексте. Сочетание всех трёх групп средств — это смешанный тип связи предложений.