в тексте последней строфы - риторическое восклицание (1-я строка) и риторический вопрос (4-я строка); они не требуют какого-то однозначного ответа - здесь выражено сожаление по поводу участи поэта в обществе и того высокого назначения и роли поэтического слова, которые оно
стихотворение «поэт» (1838) относится к философской лирике; оно состоит из двух частей, 1-я часть посвящена кинжалу, а 2-я – поэту. кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении, а в последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.
тема стихотворения, как уже сказано, – роль поэта и поэзии. основная мысль: поэт утрачивает своё предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.
лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его. «простой и гордый» язык истинного поэта противопоставлен блёсткам и обманам, которые только "тешат" современников, не более. и к этой толпе автор причисляет и себя, в предпоследней строфе появляется местоимение: "нам, нас".
последняя строфа – это прежде всего обращение к самому себе. в ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на «голос мщенья» — он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. поэтому клинок поэта «покрыт ржавчиной презренья к блеску света».
в последней строке лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.
ps. для сравнения можно взять два стихотворения "кинжал" (м. ю. лермонтова и в. я. брюсова), а также "кинжальные слова" к. д.
павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. внешность павлуши непримечательна: волосы , глаза серые, скулы широкие, лицо бледное и рябое, огромная голова, приземистое тело. но именно его сразу из всех выделил автор: «глядел умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» . изысканностью одежды павел похвастаться тоже не мог: грубая холщовая рубаха да заплатанные штаны. павел больше делает, чем говорит. он следит за котлом с картошкой, следит за огнём, отвлекает , когда те напугались лесных звуков, переключив их внимание на картошку. когда разволновались и убежали собаки, почуяв чужого, павел без оружия бросился за ними, громко звал собак по именам, вернувшись, равнодушно бросил: «я думал, волк» . теперь уже автору не просто нравится этот мальчуган, он им невольно любуется. «он был хорош в это мгновение. его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью» . его власть признают животные: когда он положил руку на голову одной из собак, «долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на павлушу» . павел гораздо взрослее своих друзей. рассказ и реплики его более реалистичны. солнечное затмение и бочар вавила, купивший новый жбан и одевший его на голову, в рассказе илюши выглядели бы иначе. даже часть рассказа, связанную с тришкой, за которого приняли вавилу односельчане, рассказывает илюша, а не павел. его вопросы конкретны, иногда ироничны: «а он у вас где водится? » , «чего ж он раскашлялся? » , «а разве вы на фабрику ходите? » . любимое выражение «вишь…» . остальные вопросы павлу, а не феде, который старше. на вопрос кости о звуках в бучиле павел даёт два ответа, мистический и реальный. реальную версию не принимают, скучно. тем более удивительно, что павел слышал голос утонувшего васи. правда, и на эту примету у него находится свой, взрослый ответ: «своей судьбы не минуешь» . когда охотник покидал гостеприимный приют, все спали, только павел приподнял голову и посмотрел. в том же году «он убился, упав с лошади» . возьми от сюда главное )
в тексте последней строфы - риторическое восклицание (1-я строка) и риторический вопрос (4-я строка); они не требуют какого-то однозначного ответа - здесь выражено сожаление по поводу участи поэта в обществе и того высокого назначения и роли поэтического слова, которые оно
стихотворение «поэт» (1838) относится к философской лирике; оно состоит из двух частей, 1-я часть посвящена кинжалу, а 2-я – поэту. кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении, а в последней строфе они причудливо соединяются в одном образе.
тема стихотворения, как уже сказано, – роль поэта и поэзии. основная мысль: поэт утрачивает своё предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство.
лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его. «простой и гордый» язык истинного поэта противопоставлен блёсткам и обманам, которые только "тешат" современников, не более. и к этой толпе автор причисляет и себя, в предпоследней строфе появляется местоимение: "нам, нас".
последняя строфа – это прежде всего обращение к самому себе. в ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на «голос мщенья» — он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. поэтому клинок поэта «покрыт ржавчиной презренья к блеску света».
в последней строке лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их.
ps. для сравнения можно взять два стихотворения "кинжал" (м. ю. лермонтова и в. я. брюсова), а также "кинжальные слова" к. д.
см. подробнее:
павлуша – один из мальчиков, встреченных охотником у ночного костра. сначала мы узнали имя героя, потом автор описал внешность мальчика, в немногих репликах и поступках раскрылся характер двенадцатилетнего мужичка. внешность павлуши непримечательна: волосы , глаза серые, скулы широкие, лицо бледное и рябое, огромная голова, приземистое тело. но именно его сразу из всех выделил автор: «глядел умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» . изысканностью одежды павел похвастаться тоже не мог: грубая холщовая рубаха да заплатанные штаны. павел больше делает, чем говорит. он следит за котлом с картошкой, следит за огнём, отвлекает , когда те напугались лесных звуков, переключив их внимание на картошку. когда разволновались и убежали собаки, почуяв чужого, павел без оружия бросился за ними, громко звал собак по именам, вернувшись, равнодушно бросил: «я думал, волк» . теперь уже автору не просто нравится этот мальчуган, он им невольно любуется. «он был хорош в это мгновение. его некрасивое лицо, оживлённое быстрой ездой, горело смелой удалью и твёрдой решимостью» . его власть признают животные: когда он положил руку на голову одной из собак, «долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на павлушу» . павел гораздо взрослее своих друзей. рассказ и реплики его более реалистичны. солнечное затмение и бочар вавила, купивший новый жбан и одевший его на голову, в рассказе илюши выглядели бы иначе. даже часть рассказа, связанную с тришкой, за которого приняли вавилу односельчане, рассказывает илюша, а не павел. его вопросы конкретны, иногда ироничны: «а он у вас где водится? » , «чего ж он раскашлялся? » , «а разве вы на фабрику ходите? » . любимое выражение «вишь…» . остальные вопросы павлу, а не феде, который старше. на вопрос кости о звуках в бучиле павел даёт два ответа, мистический и реальный. реальную версию не принимают, скучно. тем более удивительно, что павел слышал голос утонувшего васи. правда, и на эту примету у него находится свой, взрослый ответ: «своей судьбы не минуешь» . когда охотник покидал гостеприимный приют, все спали, только павел приподнял голову и посмотрел. в том же году «он убился, упав с лошади» . возьми от сюда главное )