А. С. Пушкин в коротких повестях, составляющих цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей. Случайный проезжий разрушил жизнь станционного смотрителя Самсона Вырина и принес неожиданное благополучие его дочери, случайная обида поставила на грань гибели молодого графа Б. из повести "Выстрел". В повести "Метель" роковая случайность — метель, закружившая героев и "подменившая" женихов. Марья Гавриловна Р., героиня "Метели", описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с "почтовым ящиком" в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку... В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной. Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат... неизвестно на ком. А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу. Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
Каролина Шарлотта Фет в 1820 г. уехала из Германии с русским дворянином, отставным ротмистром А.Н. Шеншиным. Вскоре родился мальчик, которого Шеншин усыновил. Через 14 лет консистория отлучила мальчика Афанасия от этого рода и отняла фамилию. Так русский дворянин Афанасий Шеншин превратился в «иностранца» Афанасия Фета (точнее — Фёта), которому русское подданство вернули только в 1846 году. С фантастическим упорством он добился и возврата отцовской фамилии. Удалось это сделать лишь в 1873 году: разночинец Фет стал дворянином Шеншиным. Иван Тургенев на это отреагировал фразой: «Как Фет вы имели имя, как Шеншин вы имеете только фамилию». До сих пор не разгадана загадка его рождения: кто его отец — Афанасий Шеншин или немец Иоганн Фёт? Не менее таинственны обстоятельства смерти поэта. Впрочем, обо всем по порядку.
Афанасий Афанасьевич Фет прожил довольно долгую и нелегкую жизнь. Поэзию любил с раннего детства, а первые стихотворные опусы начал писать во время учебы в немецком пансионе в городе Верро. После его окончания он поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. В 1840 году вышел первый фетовский поэтический сборник «Лирический пантеон», его стихи с удовольствием принимали редакторы журналов. Вот одна показательная рецензия А.К. Толстого: «Я наконец познакомился с его книгой — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук. Фет — единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе».
Но путь литератора не был им избран. Ради возвращения дворянского звания Фет поступил на военную службу, которая для него оказалась полной тревог и лишений. Вышел в отставку в 1858 году. В конце 60-х он из Москвы уехал на хутор, купленный им. Кстати, примерно в это же время оставил московскую жизнь ради Ясной Поляны подружившийся с Афанасием Фетом Лев Толстой. Суровая деревенская жизнь вызвала к жизни у Фета прозаические жанры: он стал писать очерки и рассказы. Но истинную отраду в жизни ему давала поэзия. Новый творческий подъем пришелся на последний период жизни и продолжался до его кончины.
Истинно русский талант А. Фета заметили и оценили В. Белинский, Н. Гоголь, Л. Толстой и другие. Почти все отмечали необыкновенную мелодичность его стихов, состоящих из «изрядного» разнообразия ритмов и звуков. Поэтому не случайно многие композиторы обращались к его стихам для создания песен и романсов. По словам Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевала чуть ли не вся Россия». И чтобы убедиться в правоте Михаила Евграфовича, перечислю несколько известных всем романсов: «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Я говорил при расставаньи», «Певице» и др. Петр Ильич Чайковский написал на его стихи пять песен. Немногие осведомлены о таком факте в биографии композитора: свое самое первое музыкальное произведение («Мой гений, мой ангел, мой друг») он написал на стихи Фета, которого называл «поэт-музыкант».
Ради справедливости надо отметить, что в советском литературоведении А. Фета всегда ставили после Н. Некрасова, отдавая предпочтение остро социальной, гражданской поэзии последнего. Но получает-то эстетическое наслаждение большинство от лирики Фета. Звонко льются гимны, посвященные родной природе, по-прежнему весной поэт «приходит», чтобы «рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало». Осенью мы невольно вспоминаем родные с детства строки:
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да как сеть мелькали Вон над той горой».
Афанасий Фет дает нам простой и мудрый совет: «Учись у них — у дуба, у березы...»
Последнее стихотворение написано им за месяц до смерти. Умер поэт 21 ноября 1892 года при загадочных обстоятельствах: якобы от сердечного приступа, но при попытке самоубийства. Однако, несмотря на таинственные факты жизни и смерти русского поэта, его стихи ясны и прозрачны, как апрельское утро.
Марья Гавриловна Р., героиня "Метели", описана Пушкиным как довольно заурядная барышня, воспитанная на французских романах. Она выросла в российской глуши, но мечтает о романтической страсти, о приключениях во вкусе новейшей (для того времени) литературы. Она влюбляется в бедного прапорщика Владимира. Ее роман развивается по законам жанра: прогулки наедине, тайная переписка с "почтовым ящиком" в дупле дерева и, наконец, побег из дома и тайное венчание. Все это захватывающе интересно для провинциальной барышни, жизнь которой однообразна и скучна. Но судьба готовит неожиданную развязку...
В назначенный день невеста долго ждет в церкви, ждут свидетели и священник. Наконец появляется жених, их венчают, объявляя мужем и женой, и тут Марья Гавриловна видит перед собой незнакомого офицера! Все в ужасе, а незнакомец выходит из церкви и, казалось бы, навсегда исчезает из жизни новобрачной.
Бедный прапорщик, опоздавший в церковь из-за метели, в отчаянии. Он ничего не знает о происшедшем, уверен, что девушка не простит оскорбления. Неизвестно, как бы сложилась их судьба, но он уходит на войну и погибает. Марья Гавриловна остается в ужасном положении: она не может выйти замуж, так как по закону у нее есть муж, хотя она не знает даже его имени. А офицер, так странно пошутивший войну, вернулся генералом, но знает, что семейное счастье для него невозможно: он женат... неизвестно на ком.
А. С. Пушкин верил в решающую роль случая в жизни людей. Он не раз задумывался о том, не является ли человек игрушкой в руках неведомых сил. Метель в повести и есть воплощение таких тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, но если довериться им, могут принести счастье и удачу.
Герои повести достойно приняли случившееся с ними. И судьба снова пошутила, но по-доброму. Она свела случайных супругов, дала им возможность узнать и полюбить друг друга. Став мужем и женой по невероятному стечению обстоятельств, Марья Гавриловна и Бурмин обрели счастье и любовь.
Афанасий Афанасьевич Фет прожил довольно долгую и нелегкую жизнь. Поэзию любил с раннего детства, а первые стихотворные опусы начал писать во время учебы в немецком пансионе в городе Верро. После его окончания он поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. В 1840 году вышел первый фетовский поэтический сборник «Лирический пантеон», его стихи с удовольствием принимали редакторы журналов. Вот одна показательная рецензия А.К. Толстого: «Я наконец познакомился с его книгой — там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук. Фет — единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе».
Но путь литератора не был им избран. Ради возвращения дворянского звания Фет поступил на военную службу, которая для него оказалась полной тревог и лишений. Вышел в отставку в 1858 году. В конце 60-х он из Москвы уехал на хутор, купленный им. Кстати, примерно в это же время оставил московскую жизнь ради Ясной Поляны подружившийся с Афанасием Фетом Лев Толстой. Суровая деревенская жизнь вызвала к жизни у Фета прозаические жанры: он стал писать очерки и рассказы. Но истинную отраду в жизни ему давала поэзия. Новый творческий подъем пришелся на последний период жизни и продолжался до его кончины.
Истинно русский талант А. Фета заметили и оценили В. Белинский, Н. Гоголь, Л. Толстой и другие. Почти все отмечали необыкновенную мелодичность его стихов, состоящих из «изрядного» разнообразия ритмов и звуков. Поэтому не случайно многие композиторы обращались к его стихам для создания песен и романсов. По словам Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевала чуть ли не вся Россия». И чтобы убедиться в правоте Михаила Евграфовича, перечислю несколько известных всем романсов: «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Я говорил при расставаньи», «Певице» и др. Петр Ильич Чайковский написал на его стихи пять песен. Немногие осведомлены о таком факте в биографии композитора: свое самое первое музыкальное произведение («Мой гений, мой ангел, мой друг») он написал на стихи Фета, которого называл «поэт-музыкант».
Ради справедливости надо отметить, что в советском литературоведении А. Фета всегда ставили после Н. Некрасова, отдавая предпочтение остро социальной, гражданской поэзии последнего. Но получает-то эстетическое наслаждение большинство от лирики Фета. Звонко льются гимны, посвященные родной природе, по-прежнему весной поэт «приходит», чтобы «рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало». Осенью мы невольно вспоминаем родные с детства строки:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой».
Афанасий Фет дает нам простой и мудрый совет: «Учись у них — у дуба, у березы...»
Последнее стихотворение написано им за месяц до смерти. Умер поэт 21 ноября 1892 года при загадочных обстоятельствах: якобы от сердечного приступа, но при попытке самоубийства. Однако, несмотря на таинственные факты жизни и смерти русского поэта, его стихи ясны и прозрачны, как апрельское утро.