Заполнить схему на формате А-4 (творческий подход, можно со стрелками, иллюстрациями, сделать презентацию и т.д.). В каждую группу проблем записать авторов и их произведения, указать героя.
Нравственные уроки русской литературы 19 века (за 9 и 10 класс) (проблематика изученных произведений) Поиск смысла и целей жизни – А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин), .. Семейные ценности – Проблема выбора – Проблема чести и долга – А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Гринев),.. Проблема взаимоотношения поколений –
Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте однако после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить — это уж бог знает!
Чувства Ивана Васильевича на балу и после бала
На балу⇒ персонаж переполнен чувствами влюбленности, восхищения. Он счастлив, что познакомился с такими чудесными людьми. Его радует абсолютно все: бал, танцы, красота людей, девушки, к которой он питает симпатию, любовь отца к своей дочери. Ему кажется, что все детали указывают на то, что он познакомился с чудесной семьей, где царит любовь и светло от доброты и искренности. Он мечтает о будущем, восхищается изяществом Вареньки. Ему кажется, что его тело легкое, он словно "парит".
После бала ⇒ Его переполняют чувства стыда. Герою кажется, что он стыдится. Он стыдится того, что делает полковник. Он чувствует ужас, неприязнь, отвращение к тем людям, которые еще несколько часов назад его восхищали. Кроме того, он не понимает и недоумевает, как человек может быть столь жесток. То есть Иван Васильевич ощущает себя абсолютно противоположно, его поведение меняется, теряется чувство легкости. Ему наоборот кажется, что на него что-то навалилось.