Заполните таблицу, определив композиционные элементы рассказа хлеб для собаки Элементы композиции События рассказа «Хлеб для собаки» 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка
Растущим городам и королевской власти требовались грамотные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, вести дела в городских советах. Королям нужны были образованные чиновники. В городах стали возникать нецерковные школы. В них лучше, чем в церковных, обучали письму и арифметике, давали некоторые сведения по естествознанию.В XII веке в Европе появились первые высшие школы — университеты. Занятия в них велись на латинском языке, и поэтому в любом университете могли учиться юноши из разных стран. Студенты одной национальности объединялись в землячество, или «нацию». Преподаватели также создавали свои объединения по предметам — факультеты, возглавляемые деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора (правителя).В университетах изучали церковную «науку» — богословие, законы, медицину. Студенты (от латинского слова «студере» — «усердно заниматься») слушали и записывали лекции профессоров, которые с кафедры читали выдержки из книг и объясняли непонятные места.Лекции обсуждались на диспутах. Это были состязания в знаниях. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались дракой между их участниками.В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Наиболее известными были университеты Парижа, Болоньи (в Италии), Оскфбрда (в Англии), Праги. Образование и наука в средние века. Зарождение научных знаний.Развитие хозяйства приводило к зарождению настоящих научных знаний, не связанных с учением церкви. Крестьяне улучшали обработку почвы, наблюдали за животными и растениями. Ремесленники испытывали свойства металлов и камней, изготовляли краски и стекло. Как ни фантастичны были цели астрологов и алхимиков, они накапливали знания, из которых развились позже такие науки, как астрономия и химия.Отдельные ученые начинали выступать против церковных вымыслов. В XIII веке в Англии жил ученый Роджер Бэкон. Он писал: «В старинных книгах сказано, что алмаз можно расколоть с козлиной крови. Я смачивал алмаз козлиной кровью, и у меня ничего не вышло. Но раскалывать алмаз существует, он хорошо знаком ювелирам».Цель науки, утверждал Бэкон, состоит в том, чтобы изучить природу и заставить ее служить людям. Ученый проводил опыты с магнитной стрелкой и увеличительными стеклами; он предвидел изобретение телескопа и микроскопа.Духовенство яростно преследовало передового ученого. Сочинения Бэкона были преданы проклятию, его самого посадили в тюрьму, где он томился свыше 20 лет. Из тюрьмы Бэкон вышел дряхлым стариком.С ростом торговли расширялись географические знания европейцев. Впервые правдивые сведения о странах Дальнего Востока сообщил венецианский купец и путешественник Марко Поло.Около четверти века Марко Поло провел вдали от родины, много лет жил в Китае, внимательно наблюдая жизнь этой страны. Вернувшись в Италию, путешественник написал книгу, в которой ярко и занимательно рассказал о жизни и обычаях народов азиатских стран. Эта книга долго служила руководством для составления географических карт, которыми пользовались путешественники.
Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века.
Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий.
Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох.
«В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура авангарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные проявления господствующего соцреализма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.) Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:
«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота,
Современная литература очень разнообразна: это не только создаваемые сегодня книги, но и произведения «возвращенной литературы», «литература письменного стола», произведения писателей разных волн эмиграции. Другими словами, это произведения, написанные или впервые опубликованные в России с середины 1980-х годов XX века и до начала первого десятилетия XXI века.
Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Если в период оттепели и застоя в литературе приветствовался лишь метод социалистического реализма, то современный литературный процесс характеризует сосуществование различных направлений.
Одним из самых интересных культурных явлений второй половины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разрушение любых мифологий.
Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство. Постмодернизм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его. Постмодернисты обращаются к условности, нарочитой литературности в создаваемых произведениях, сочетают стилистику разных жанров и литературных эпох.
«В постмодернистскую эпоху, — пишет В. Пелевин в романе «Числа», — главным становится не потребление материальных предметов, а потребление образов, поскольку образы обладают гораздо больше капиталоемкостью». Ни автор, ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное в произведении. На становление русского постмодернизма оказали большое влияние традиции Серебряного века (М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.), культура авангарда (В. Маяковский, А. Крученых и др.) и многочисленные проявления господствующего соцреализма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х — 70-е г. — (А. Терц, А. Битов, В. Ерофеев, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.) 70-е — 80-е г. — самоутверждение постмодернизма через подполье, осознание мира как текста (Е. Попов, Вик. Ерофеев, Саша Соколов, В. Сорокин и др.)
Конец 80-х — 90-е г. — период легализации (Т. Кибиров, Л. Петрушевская, Д. Галковский, В. Пелевин и др.) Русский постмодернизм неоднороден. К прозаическим произведениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:
«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота,