эпизод « в доме фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит фамусова. он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. когда появляется старуха хлёстова, чацкий дерзко осмеивает загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна. софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства молчалину, а о скалозубе говорит как о «герое не ее романа». но чацкий не верит девушке. он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. окружающим на начинает казаться, что, действительно, у чацкого «ум с сердцем не в ладу». главный герой все больше раздражает софью своими резкими в сторону молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к чацкому и представить трудно. кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник! когда гости объявляют чацкого сумасшедшим, фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. фамусов говорит об этот так: ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем тогда, безумных развелось людей, и дел, и мнений. старуха хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования: и впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев… на сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. фамусовское общество встало единым фронтом против чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага. в последнем монологе третьего действия чацкий осуждает москву и петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду: москва и петербург – во всей россии то, что человек из города бордо, лишь рот открыл, имеет счастье, во всех княжён вселять участье… но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. и снова гости фамусова делятся своими мыслями. они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин. этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. мы узнали, что чацкий не одинок в обществе фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.
1) Сколько детей было в семье Гуливера ( 5 сыновей)
2) Кем был отец Гуливера? (мелкий помещик)
3) В каком городе учился Гуливер? ( в Кембридже)
4) Какое было самое большое увлечение Гуливера? (путешествия)
5) В качестве кого путешествовал Гуливер? (в качестве судового врача)
5) Кто была жена Гуливера? (Мери Бертон)
6) Что имеют ввиду, когда фамилию «Гулливер» используют в переносном смысле? (великан) 7) Какой рост был у Гулливер? (обычный)
8) Кто и почему называл Гуливера гигантом? (лилипуты)