Зарубіжна література. Контрольна робота № 6. Дистанційна перевірочна контрольна робота .Літературний детектив. А. К. Дойль. «Спілка рудих». «Пістрява стрічка». Світова новела. О. Генрі. Г. Дж. Уеллс. Рюноске Акутагава. Сучасна література. Айзек Азімов. Діана Вінн Джонс. Корнелія Функе. 1.Образ із творів О. Генрі, побудований на основі антитези, нікчема- герой, - це:
А. Берман; Б. Сью; В. Джонсі; Г. Джім.
2. Коли Джип, малюк із новели Г. Уеллса « Чарівна крамниця», узяв продавця за палець, батько відчув:
А. Тривогу. Б. Ревнощі. В. Радість. Г. Задоволення.
3. Джордж Плейтен, герой твору А. Азімова « Фах», утік з Інтернату, щоб :
А. Побувати на Олімпіаді. Б. Побачити кохану дівчину.
В. До своїй родині матеріально. Г. Уникнути покарання.
4.Які деталі в новелі О. Генрі « Дари волхвів» свідчать про нестатки молодого подружжя:
А. Надмірна ощадливість. Б. Великі борги. В. Постійне недоїдання.
Г. Квартира за вісім доларів на тиждень?
5.Що у творі « Мандрівний замок Хаула» є антиказкою :
А. Випробовування випало на усіх сестер. Б. Сестри між собою не дружать.
В. Мачуха добра. Г. Відьма має вишуканий привабливий вигляд?
6. Які реальні герої діють у творі « Чорнильне серце» К. Функе :
А. Сажерук. Б. Тітка Елінор. В. Палітурник Мо. Г. Капрікорн?
7.Установіть відповідність між персонажами та творами, до яких вони належать.
1.Берман, Джонсі, Сью. А. « Чорнильне серце».
2.Джип, батько. Б . «Павутинка».
3.Софі, Летті, Марта. В. « Мандрівний Замок Хаула».
4.Мегі, Мортимер, Каприкорн. Г. « Чарівна крамниця».
Д. « Останній листок».
8. Дати поширену відповідь на запитання.
Який епізод у притчі Рюноске Акутагава «Павутинка» мене найбільше зацікавив і чому?
9. Твір-роздум.
У чому причини неймовірної популярності історій про Шерлока Холмса?
Виконати тести до 26 травня та надіслати.
1. Сообщение городничего о приезде ревизора.
2. Распоряжения по благоустройству города и различных учреждений.
3. Визит городничего к Хлестакову.
4. Знакомство Хлестакова с семьей городничего и чиновниками.
5. Приход купцов к Хлестакову с жалобами на городничего, затем унтер-офицерской вдовы и слесарши.
6. Сватовство Хлестакова к дочери городничего и его отъезд из города.
7. Чтение письма Хлестакова на рауте у городничего, из которого все узнают, что он вовсе не ревизор.
8. Известие о приезде настоящего ревизора
Тема урока: Человек и природа в романе Ч. Айтматова «Плаха».
Цели урока: 1. Добиться, чтобы учащиеся глубоко осмыслили прочитанные строки произведения, выработать умение выделять из текста детали, характеризующие героя, выявлять взаимосвязь рассматриваемых явлений, делать обобщения.
2. Используя коллективные обучения, развивать критическое мышление, умение работать в коллективе, проявлять внимание к мнению других, развивать русскую речь учащихся.
3. Воспитывать чуткость, учить бережно относиться к природе, подвести школьников к осознанию таких нравственных понятий, как долг, ответственность.
Оборудование урока: интерактивная доска, портрет Ч. Айтматова, цитаты, иллюстрации, словарные карточки, куб с заданиями, музыка, фломастеры, ватман.
Активизируемая лексика: плаха, катастрофа, гармония, милосердие.
Ι. Организационный момент. Целевая установка. Ознакомление с темой, задачами, структурой урока.
Побуждение.
(перед интерактивной доской)
-Хотите узнать, что сегодня скрывается по ту сторону этого волшебного экрана?
-Но прежде скажите, что такое ПРИРОДА?
(Значит всё: и животные, и птицы, и растения являются лицом природы, олицетворяют природу?)
После проблем мира и войны проблема человека и земли, проблема отношений человека и природы – самая важная в нашей современности.
И сегодня мы поговорим об этом.
(Слайд №1)
-На уроке мы познакомились с романом Ч. Айтматова «Плаха», прочитали отрывки из произведения. Проблема угрозы земному процветанию - центральная и в романе Ч.Айтматова «Плаха». К чему приводит безответственное отношение человека к окружающей его природе?
Эпиграфом к нашему уроку мы возьмём строки из стихотворения русского поэта Ф.И.Тютчева:
(Слайд №2)
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
(После пояснения слов мните - думаете, предполагаете, слепок- то, что слепили,
лик (уст.) – лицо учащиеся записывают эпиграф в тетрадях.
(Слайд №3)
« Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как все живые, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение». /Василий Белов/.
Роман начинается с многокрасочного описания природы Моюнкумов.
Бескрайние степи, зеленые долины, высокогорные тропы – всё покоряет своей неповторимой красотой, все восхищает писателя.
Слайд№ 4
«Не видно было ни конца, ни края этой земли. Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным небом. На десятках километров – «несть числа» быстроногим сайгакам, стада могучих яков, бесконечное количество мелкой живности и стаи птиц. Но это «изначальное равновесие» - солнце в небе, пустынные горы, полная тишина - попирается людьми. В древности охотники приходили, вооруженные стрелами, потом появлялись с «бабахающими ружьями». Но пришло время, и «человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, прилетать на вертолетах – не охотники, а «расстрельщики», косящие всё живое, «как будто сено на огороде».
- Какие чувства вы испытали при чтении?
Обратите внимание на выделенные слова.
-Возникали у вас какие – нибудь вопросы при чтении?
Слайд№5-6
ΙΙΙ. Словарная работа.
Плаха – обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого человека;
место казни.
катастрофа – крушение, несчастный случай /апат/
гармония – соответствие, согласие.
милосердие- сострадание.
IV. Работа в микрогруппах (5 групп).
- Сейчас каждая команда получит своё задание. Кому какое задание выпадет, определит куб. Каждый в группе работает над выпавшим заданием сначала индивидуально, затем все вместе готовят ответ. От группы выступит 1 человек.
Итог работы оформите на листе и поясните классу.
Слайд№ 7
Задания: 1) Опиши состояние Акбары, когда у неё забрали её волчат.
Подтверди примерами из текста.
2) Сравни Бостона и Базарбая.
3) Анализируй. /Тема, идея произведения, актуальность проблемы/.
4) Синквейн «Человек», «Волчица Акбара»
♫ Время работы – 7 минут. ( Пока группы работают, звучит тихая музыка).
(1- Волк- хищник, злой, жестокий зверь, опасность, сила, выносливость, преданная семейная пара, привязанность.)
Слайд№ 8-9
Объяснение: