Большое значение в этой пьесе имеет Аня Раневская. Вся жизнь этой юной связана с садом. Сама по себе, Аня простая девушка, которая получила крохи образования от гувернантки. Но для нее этого было достаточно. Научившись читать, она отдалась в руки книг, которые рассказывали ей о жизни и истории. На протяжении всего произведения мы наблюдаем за тем, как проходит духовный рост Ани. Как и книги, для него многое сделал Петя Трофимов, который занимался образованием ее брата. Имея возможность, часами находится в саду, где была та самая атмосфера, идеальная для размышлений, Аня погружалась в свои мысли. Именно эти шаги формировали в ней личность. Образ Ани – это искренняя девушка, на которой жизнь еще не поставила свой отпечаток. В ней сохранилась детская радость. Она игрива, чувствительна. Все эти чувства взбудораживаются, когда погибает сад. Такая личность, как Аня, не могла сделать ничего иного, как бросить все старое и создать новую судьбу и новый мир. Будучи пропитанной разговорами с Тровимовым, она яро верила в возможность жить счастливо. Эти мечты пробудились в ней ярким пламенем. Именно поэтому Аня решает бросить семью, дом и поехать учиться в гимназию, чтобы иметь возможность жить, не завися ни от кого. Когда приходит время прощаться, Аня говорит такие слова: «Мама!.. Мама, ты плачешь?.. Пойдём со мной, пойдём, милая, отсюда, пойдём! Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама!» Здесь речь идет не о насаждении новой рощи, где можно было бы начать новую жизнь. Это символ того, что скоро Россия снова станет пышным букетом. Аня – это символ новой жизни, новой России. Чехов всегда мечтал о новом мире. Именно это он и показывает нам.
Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения — конфликт героини с «темным царством», царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, благодаря мастерству драматурга Островского.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Жила она в деревне. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Вставала она рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Итак, Катерина росла счастливой, романтичной, но довольно ограниченной девушкой. Должного образования она не получила. Ее основные черты - набожность и избыток любви. Она любила все и всех вокруг: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она И самое главное в образе Катерины - ее мечтательность, ее обособленность от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй натурой, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то становилась непокорной и упрямой и защищала себя от того постороннего, чужого, что могло потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Жила она в деревне. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Вставала она рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!..
Итак, Катерина росла счастливой, романтичной, но довольно ограниченной девушкой. Должного образования она не получила. Ее основные черты - набожность и избыток любви. Она любила все и всех вокруг: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она И самое главное в образе Катерины - ее мечтательность, ее обособленность от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй натурой, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то становилась непокорной и упрямой и защищала себя от того постороннего, чужого, что могло потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.