Можно сделать анализ лирической песни «Ух ты, ночка, ты, ноченька темная» по плану таким образом: -Смысл названия песни. Название песни «Ух ты, ночка, ты, ноченька темная» взято из первой строки произведения. Ночь – единственный товарищ лирической героини, которому она ведает о собственных несчастьях и душевных муках. -Кто и когда мог её исполнять? Эта песня не имеет автору, принадлежит к устному народному творчеству. Исполнялась она народом и передавалась из поколения в поколение. Возможно, это произведение появилось во времена конфликтов с татарами (16-18 века). По этой причине можно предположить, что песню исполняли девушки-невольницы. -Каким чувством проникнута песня? Песня пронизана печалью, горем, ощущением безысходности. Девушка оплакивает свою несчастную судьбу. -Какие художественные приёмы использованы в песни? Эпитеты: темная ночка, осеняя, светлый месяц, частые звездочки, родной батюшка, родная сестра. Повторы: ночка - ноченька - ночка - у ноченьки; темная - темная; месяца – месяца. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец). Олицетворение: ночка. -Из каких частей она состоит? Произведение можно разделить на три части. К первой относятся те строки, в которых мы видим обращение девушки к ночи. Ко второй относим следующие четыре строки и узнаем, что героиня – сирота, оставшаяся без семьи. Третья часть – последние двустишие. Здесь мы узнаем о личных переживаниях невольницы. Любимый девушки теперь остался далеко от нее и не знает ничего о ее нелегкой судьбе.
В первом тексте можно выделить такие художественные средства:
Эпитеты: темный лес, бел-волокнист, тонок, долог (краткие формы прилагательных), конопелька зелененька.
Повторы: в темном лесе; пашенку; распашу ль я; я посею.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: конопелька, зелененька, пашенка.
Во втором тексте можно выделить такие художественные средства:
Обращения: ночка, ноченька
Эпитеты: ноченька темная, светлый месяц, сердечный друг.
Анафора: нет ни батюшки…нет ни братца.
В третьем тексте можно выделить такие художественные средства:
Эпитеты: миленький мой, белое лицо, прекрасна красота,
Обращения: красавица моя, радость.
Метафора: с ума свела.
Можно сделать анализ лирической песни «Ух ты, ночка, ты, ноченька темная» по плану таким образом: -Смысл названия песни. Название песни «Ух ты, ночка, ты, ноченька темная» взято из первой строки произведения. Ночь – единственный товарищ лирической героини, которому она ведает о собственных несчастьях и душевных муках. -Кто и когда мог её исполнять? Эта песня не имеет автору, принадлежит к устному народному творчеству. Исполнялась она народом и передавалась из поколения в поколение. Возможно, это произведение появилось во времена конфликтов с татарами (16-18 века). По этой причине можно предположить, что песню исполняли девушки-невольницы. -Каким чувством проникнута песня? Песня пронизана печалью, горем, ощущением безысходности. Девушка оплакивает свою несчастную судьбу. -Какие художественные приёмы использованы в песни? Эпитеты: темная ночка, осеняя, светлый месяц, частые звездочки, родной батюшка, родная сестра. Повторы: ночка - ноченька - ночка - у ноченьки; темная - темная; месяца – месяца. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ночка, ноченька, звездочка, батюшка, матушка, братец). Олицетворение: ночка. -Из каких частей она состоит? Произведение можно разделить на три части. К первой относятся те строки, в которых мы видим обращение девушки к ночи. Ко второй относим следующие четыре строки и узнаем, что героиня – сирота, оставшаяся без семьи. Третья часть – последние двустишие. Здесь мы узнаем о личных переживаниях невольницы. Любимый девушки теперь остался далеко от нее и не знает ничего о ее нелегкой судьбе.