Завдання до уроку:
Прочитати про Г. К. Андерсена ( с.88 - 91).
В зошиті записуємо дату, класна робота, тему уроку.
Записати, коли, де, в якій родині народився казкар.
Скільки казок написав Г.К. Андерсен?
Виписати назви казок, які написав Андерсен. ( відповіді на ці запитання будете зачитувати у вівторок на відеоуроці).
Прочитати казку "Непохитний олов'яний солдатик" (с. 92-95), вміти переказувати близько до тексту.
Класну роботу фотографуєте і відправляєте у класрум ОБОВЯЗКОВО ВСІ.
На відеоуроц бути присутніми, не вимикати камеру, не відлучатися без зайвої потреби. Попереджайте, якщо вам потрібно відлучитись. Хто не буде виконувати мої вказівки, буду вважати, що вас на уроці немає. Про початок уроку попереджу в понеділок.
Классический деревенский пейзаж встает перед глазами: сочная зелень поля, уходящая вдаль, линия горизонта, поросшая деревьями, и нежно-голубое, почти прозрачное небо.
Детские фигурки написаны крупно, они приближены к передней раме полотна. Дети одеты бедно, но аккуратно и чисто: светло-серые одежды подпоясаны тонким пояском, на головах у девочек платки голубого и ярко-синего цветов. Обуты дети в простые лапти. Привлекают и очаровывают зрителя отношения между детьми, явно видная нежность и любовь. Старшая девочка робко, со стеснением протягивает хлеб пастуху. Вторая девочка, стоящая позади, нежно обнимает вторую за плечо и кладет на нее головку. В руке у девочек корзинки, что говорит об их неустанном труде и родителям. Выражение их лиц безмятежно.
Также спокоен и пейзаж вокруг, он словно дышит безмятежностью. Лишь несколько овец из стада нарушают эту тишину. Несмотря на обыкновенность событий, описанных на полотне, и их регулярность, вся картина оставляет необычайно теплое впечатление, своим лиризмом она проникает прямо в душу.
Это произведение, в простой и ненавязчивой форме прививающее детям идеи милосердия и настоящий патриотизм, я не променяю на сотню Александров Матросовых, миллионы отмороженных Зой Космодемьянских и миллиарды всяких Павликов Морозовых. Здесь вполне обычные дети со вполне обычной жизнью в тылу. Отдельные их диалоги напоминают о войне - "Мой батька тоже в госпитале" - "А от моего второй месяц писем нет. Матка каждый день плачет", но детство есть детство и важно успеть поиграть в снежки, устроить турнир за первенство по борьбе, изобрести пушку, стреляющую снежками. Есть еще Лилька Махонина, в которую влюблены все мальчишки. Почему бы не стырить дома сумку картошки и не поехать вместе со всеми на станцию, если туда едет Лилька. А на станции натуральный обмен, там стоят эшелоны с блокадниками, направляющиеся в глубокую эвакуацию. Кем нужно быть, чтобы наживаться на этих людях, которые на глазах падают и мрут от голода. Вопрос риторический, но желающих содрать три шкуры с ленинградцев довольно много. Тетка Груня, которая всех привезла и которая теперь меняет по три картофелины за рубашку, по четыре за пиджак. Да еще и учит Лильку - "Походили они в шелках, теперь наша очередь". В том, чтобы отдать свои продукты голодающим - в этом нет никакого героизма. Особенно если ты обыкновенный сельский мальчишка, который больше интересуется знакомствами с ребятами из города, солдатами, отправляющимися на фронт.
Подростковая военная романтика тянула мальчишек на фронт, но в результате заставляла взрослеть и реально смотреть на вещи, чтобы работой в родном колхозе ковать победу в тылу. "Короткое у нынешних ребят детство, - говорит кузнец, дед Тимофей. - Ох, короткое".
Виктор Курочкин, более известный по произведению "На войне как на войне" и рано умерший благодаря доблестным советским ментам, показал себя как прекрасный детский автор. По каким-то неизвестным причинам повесть "Короткое детство" не переиздавалась с 1970 года. В сети выложен только некачественный вариант произведения, но именно такой же, зачитанный до дыр, который был у меня в детстве.