Трудно понять, что хотел сказать автор, если не знать христианской символики и Святого Евангелия. Это для Николая Клюева, выросшего в староверческой семье, образный ряд стихотворения был органичен! Прежде всего, это ссылка на изложенную в Евангелии от Матфея Притчу о 10 девах разумных и неразумных. О подругах невесты, которые, не зная точно, когда придет жених, должны были по древнееврейскому обычаю каждое мгновение ждать его прихода: поддерживать огонь в лампадах, заботясь о том, чтобы масла в них было достаточно. Считается, что девы - это христианские души, а Жених – Иисус. К Его Второму Пришествию христиане должны постоянно быть готовы, чтобы достойно войти в Брачный чертог – Царствие Небесное. Второй лейтмотив - время после распятия и погребения Христа. До того, как Ангел Господень отвалил камень от гроба и сел на него. То есть ДО ВОСКРЕСЕНИЯ. Автор показывает тяжелые минуты жизни человека, сомнения, потерю веры.. В этот момент его искушает враг рода человеческого. «Дух насилия и мрака» назван кровавым - не только потому, что он провоцирует людей не кровопролитие, но и от кровавых ран, нанесенных душе грехами. К ним, к смерти и погибели, подталкивает Сатана. «Могильный демон» шепчет, что нет уже смысла думать о Раз уж человек не заботился о своей душе, то нет масла добрых дел для поддержания в ней огня - Святого духа, полученного при крещении. Да и зарю – Воскресение - он ждет зря не воскреснет! Сатана, празднуя победу, уже трубит в смертный рог. Душа, сложив крылья, мятется и не может противостоять демону. Для нее Христос еще не воскрес! Кубок брачной славы – соединения с Господом - «смутился». Оно стало для души недостижимым, пока рассвет Воскресения не окрасит круговой кубок (Чашу) цветом крови, пролитой Женихом во искупление греха. Возможно, автор говорит о посмертных событиях, когда душа уже не может ничего изменить в своей судьбе, И Клюев предупреждает читателя, что о добродетели надо было заботиться при жизни! Но мне кажется, что первая моя версия ближе к его замыслу. " Чертог украшенный" пуст - «ПОКА». Христос еще воскреснет! Душа ведь в сокрушении поет о безмолвии в брачных чертогах, о том, что разрушила возможность своего пребывания в Царствии небесном. Она хочет видеть Жениха, стремится к нему. Значит, еще не все потеряно. Может, демон, как обычно, лжет? Камень гробницы и стража возле нее – не препятствие Всемогущему Жениху! И последняя капелька масла в лампаде еще осталась?!
Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат и интересен. В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы: любовь, Родина, русская природа, революция… Его перу принадлежат красивые, иногда авангардные, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю стихи. Есенина называют «поэтом русской деревни». Нельзя не заметить грустную любовь к родной стране, которая в мыслях поэта была свободной, зеленой, бескрайней поляной с душистыми цветами. Образ «русского парня» сложился у Есенина с самого начала творческого пути. На свое первое публичное выступление в 1915 году друзья посоветовали ему надеть белую рубашку с серебряной вышивкой и взять с собой деревенскую гармошку…
Из всего творчества поэта мне больше всего нравятся стихи Есенина о любви. Одним из лучших сборников его любовной лирики является знаменитый цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой – пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных его проявлениях. Есенина интересует различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине.
Прекрасны также стихи Есенина о Родине. Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу поэта. Он до последних дней оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль...». В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».
За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней, чем любовь к родной земле.
Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что без родной земли, без своих корней, человек не может жить.
Прежде всего, это ссылка на изложенную в Евангелии от Матфея Притчу о 10 девах разумных и неразумных. О подругах невесты, которые, не зная точно, когда придет жених, должны были по древнееврейскому обычаю каждое мгновение ждать его прихода: поддерживать огонь в лампадах, заботясь о том, чтобы масла в них было достаточно. Считается, что девы - это христианские души, а Жених – Иисус. К Его Второму Пришествию христиане должны постоянно быть готовы, чтобы достойно войти в Брачный чертог – Царствие Небесное.
Второй лейтмотив - время после распятия и погребения Христа. До того, как Ангел Господень отвалил камень от гроба и сел на него. То есть ДО ВОСКРЕСЕНИЯ.
Автор показывает тяжелые минуты жизни человека, сомнения, потерю веры.. В этот момент его искушает враг рода человеческого. «Дух насилия и мрака» назван кровавым - не только потому, что он провоцирует людей не кровопролитие, но и от кровавых ран, нанесенных душе грехами. К ним, к смерти и погибели, подталкивает Сатана. «Могильный демон» шепчет, что нет уже смысла думать о Раз уж человек не заботился о своей душе, то нет масла добрых дел для поддержания в ней огня - Святого духа, полученного при крещении. Да и зарю – Воскресение - он ждет зря не воскреснет!
Сатана, празднуя победу, уже трубит в смертный рог. Душа, сложив крылья, мятется и не может противостоять демону. Для нее Христос еще не воскрес! Кубок брачной славы – соединения с Господом - «смутился». Оно стало для души недостижимым, пока рассвет Воскресения не окрасит круговой кубок (Чашу) цветом крови, пролитой Женихом во искупление греха.
Возможно, автор говорит о посмертных событиях, когда душа уже не может ничего изменить в своей судьбе, И Клюев предупреждает читателя, что о добродетели надо было заботиться при жизни! Но мне кажется, что первая моя версия ближе к его замыслу.
" Чертог украшенный" пуст - «ПОКА». Христос еще воскреснет! Душа ведь в сокрушении поет о безмолвии в брачных чертогах, о том, что разрушила возможность своего пребывания в Царствии небесном. Она хочет видеть Жениха, стремится к нему. Значит, еще не все потеряно. Может, демон, как обычно, лжет? Камень гробницы и стража возле нее – не препятствие Всемогущему Жениху! И последняя капелька масла в лампаде еще осталась?!
В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы: любовь, Родина, русская природа, революция… Его перу принадлежат красивые, иногда авангардные, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю стихи.
Есенина называют «поэтом русской деревни». Нельзя не заметить грустную любовь к родной стране, которая в мыслях поэта была свободной, зеленой, бескрайней поляной с душистыми цветами. Образ «русского парня» сложился у Есенина с самого начала творческого пути. На свое первое публичное выступление в 1915 году друзья посоветовали ему надеть белую рубашку с серебряной вышивкой и взять с собой деревенскую гармошку…
Из всего творчества поэта мне больше всего нравятся стихи Есенина о любви. Одним из лучших сборников его любовной лирики является знаменитый цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой – пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных его проявлениях. Есенина интересует различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем».
Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине.
Прекрасны также стихи Есенина о Родине. Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу поэта. Он до последних дней оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль...». В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы».
За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней, чем любовь к родной земле.
Трепетно относясь к своей Родине, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать страшных изменений, происходящих в стране. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что без родной земли, без своих корней, человек не может жить.